Юнгианская психотерапия. Метод активного воображения
Юнгианская психотерапия. Метод активного воображения
Юнгианская психотерапия. Метод активного воображения
20 мая 2022  

Процесс развития личности К.Юнг называл процессом индивидуации – то есть процессом, в котором человек находит самого себя, обретает самость. По мнению К.Юнга, самость – это сердцевина личности, это то, что делает каждого из нас уникальными и неповторимыми. Самость – это росток внутри личности, который может стать прекрасным растением, но может и зачахнуть, если не знать, как за ним ухаживать.

Что же может помешать процессу индивидуации – столь естественному, как рост растений? Юнг считает, что, порой, желание соответствовать ожиданиям других, такое безобидное стремление быть таким, каким хотят тебя видеть окружающие, может уводить нас от подлинности.

Получается парадокс: человек развиваясь, вместо того, чтобы приблизиться к себе настоящему, отдаляется от самого себя, от своей самости. Внешне он выглядит благополучно, иногда нарочито подчеркивает свою успешность, однако в глубине души он испытывает дискомфорт от несоответствия между тем, кто он есть на самом деле, и кем вынужден быть. Это не просто дилемма между «быть» или «казаться», поскольку в этом случае человек осознает свою двойственность; это в большей степени дискомфорт от потери самоидентичности, это бессознательный страх потерять себя, заблудиться, не найтись.

Наверняка, в жизни каждого из нас были такие моменты, когда кажется, что земля уходит из-под ног, что привычные ориентиры не работают, что-то нарушается в системе «внутренней навигации». Юнгианская психотерапия помогает по-новому настроить свой «внутренний навигатор», чтобы верно следовать курсу индивидуации и самореализации.

Вспоминается удивительный сон одной из моих клиенток. Она обратилась ко мне по поводу болезненного расставания с мужем. Во сне она видит себя маленькой девочкой – лет трех-четырех – она на даче, вышла погулять за ограду, и сама не заметала, как оказалась вдали от дома. Кинулась искать знакомую калитку… Ужас охватил ее: а вдруг меня не найдут, вдруг я так и буду блуждать по улицам? И, как обычно бывает, от этого страха она проснулась. Чувство покинутости, одиночества – это то, что она испытывает сейчас, взрослая, но, если, она символически сможет найти свой дом, родную калитку, она сможет обрести внутреннюю гармонию, и перестанет блуждать в лабиринтах прошлого, где были обиды на мужа и горечь непонимания.

С помощью психотерапии мы возвращаемся к себе, к тому, что было заложено в нас, что дает нам возможность опираться на свои внутренние силы и чувствовать себя более уверенно и независимо.

По мнению Юнга, душа человека, (в его терминологии душа – аналог понятия «личность») состоит из трех взаимодействующих структур:

  • эго (или «сознательное -Я»),

  • личное бессознательное,

  • коллективное бессознательное.

Наше эго включает в себя все наши мысли, чувства, воспоминания и ощущения, все то, что делает нас целостной личностью. Эго – это основа самосознания. Личное бессознательное вмещает в себя все наши внутренние переживания, психологические травмы, вытесненные из сознательное сферы, подавленные или забытые конфликты. И, наконец, коллективное бессознательное, которое представляет более глубокий слой в структуре личности. К.Юнг предположил, что в «коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции». По его мнению, коллективное бессознательное объединяет всех людей и состоит из образов, или первичных моделей, называемых архетипами.

Архетипические образы отражены в мифах, легендах, сказках. Они встречаются в символах, часто используемых в живописи, литературе, религии. Этими образами и повторяющимися сюжетами наполнены наши сновидения. Наверняка, многим из нас знакомы сны, где мы убегаем от чудовища, или пытаемся победить дракона.

Архетипы могут ожить в игре как ребенка, так и взрослого. «Все, что находится в бессознательном, стремится появиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя», - считает К.Юнг. #Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают нас воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом, это универсальные модели восприятия.

Из множества архетипов можно выделить следующие:

  • Анима – воплощение женственности в бессознательном;

  • Анимус – воплощение мужественности в бессознательном;

  • Персона – социальная роль человека, проявление себя в социуме, позиционирование себя;

  • Тень – подавленная, темная, животная сторона личности;

  • Самость – воплощение целостности и гармонии, подлинности личности;

  • Мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости;

  • Ребенок – непосредственное начало в каждом человеке, его спонтанность, открытость миру, способность к творчеству;

  • Герой – отражение готовности преодолевать трудности, побеждать «врага», достигать целей.

Метод активного воображения

Одним из новаторских методов, который предложил К.Юнг для психотерапии, был метод активного воображения. То, что все люди способны представлять образы, фантазировать, создавать цепочку ассоциаций, не вызывает сомнений. Отличие метода активного воображения от фрейдистского метода свободных ассоциаций заключается в том, что Юнг предлагал своим пациентам определенное ключевое слово или мотив, на который клиент нанизывал свои ассоциации – то есть включал активное воображение.

Например, слово «дом» у каждого человека связано с разными ассоциациями. Для кого-то дом – это тепло, защищенность, душевность; для кого-то – дом – это стены, двери, пол и потолок, а для кого-то – это пустота или замкнутое пространство. Естественно, что эти слова-ассоциации отражают наши чувства, связанные со словом «дом», с некоей абстракцией. Запуская процесс активного воображения, мы можем, во-первых, увидеть эмоционально-заряженные бессознательные комплексы, и, во-вторых, с помощью психотерапевта, который направляет процесс активного воображения, переосмыслить эти #эмоции.

Допустим, если слово «дом» связывается со словами «пустота», «голые стены», «холод», то в процессе терапии у клиента есть возможность с помощью активного воображения наполнить этот дом. Согреть его, представив, возможно, камин или печку, покрасить «голые стены», приклеить именно те обои, какие ему захочется, повесить те картины, которые ему больше всего нравятся. Казалось бы, что даст такое представление, как известно, «сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет»?

Однако метод активного воображения показывает, что все наши изменения и наша внутренняя работа запускает процесс реальных изменений. Ведь перед любым действием мы сначала представляем, что мы будем делать, а потом делаем. Обычно в нашей жизни многие действия присутствуют уже в так называемом свернутом виде, мы действуем автоматически, не задумываясь, не представляя. Но если мы приступаем к чему-то новому, если мы учимся, получаем новые знания и навыки, мы, как правило, сначала в уме, то есть в воображении, представляем свои действия, потом действуем.

Следовательно, символически наполняя свой воображаемый дом новым содержанием, мы создаем новые #ассоциации и связываем это слово уже с другими эмоциями, мы связываем это с созиданием и творчеством, мы раскрепощаемся и отпускаем боль и обиды. Так метод активного воображения помогает создавать новую реальность, реальность, в которой есть путь развития и движения вперед, а не хождения по кругу своих переживаний и невыраженных, подавленных чувств.

Активное воображение (Active imagination) - метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями, ассоциациями и т.п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации. Эта способность есть у каждого, в психологической работе можно, опираясь на эту способность, помочь человеку лучше понять себя, свои мотивы, желания, потребности, ожидания.

Наше воображение – это ключ к самопознанию. Интерпретация ассоциаций, образов, внутренних диалогов дает возможность увидеть то, что скрыто от нас.

Термин «активное воображение» был впервые предложен К.Юнгом в 1935 году во время чтения лекций в Лондонской клинике для описания состояния сновидений наяву, грез, воображающей деятельности.

Активное воображение обращает внимание на те аспекты личности, которые обычно о себе не заявляют, и тем самым помогает установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты - рисунки, тексты, скульптура, танец, музыка и т. п. - не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания.

Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта. Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно.

Психолог или психотерапевт сопровождает клиента в визуализации таких образов. Например, предложив клиенту представить себе прогулку в лесу, своими вопросами специалист может направлять, акцентировать внимание на значимых для клиента деталях.

Такой прием, как амплификация (Amplification; Amplifikation), то есть уточнение и прояснение отдельных образов в сновидениях и продуктах изобразительного творчества (рисунки, живопись, скульптура, «игра в песок» и т. д.) с помощью прямой ассоциации и в соответствии с данными гуманитарных дисциплин (символогией, мифологией, мистицизмом, фольклором, историей религии, этнологией и т. д.), помогает «расшифровать» эти образы – послания бессознательного. Амплификация соединяет личное и коллективное бессознательное.

К.Юнг рассматривал амплификацию как основу своего синтетического метода, имеющего цель, в частности, сделать более ясным и детальным то, что обнаруживается в сновидениях или представлениях образов. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки к активной позиции самоанализа.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС