Терапевтическая роль историй и трансовых состояний
Терапевтическая роль историй и трансовых состояний
Терапевтическая роль историй и трансовых состояний
28 июня 2022  

Рассказывание историй для психотерапевтических целей предложил М. Эриксон — американский психотерапевт, основатель нового, так называемого «бархатного» или эриксоновского гипноза. Милтон Эриксон «вплетал» свои метафоры в ткань разговора. Известные в психотерапии идеомоторный (мысль запускает действие) и идеосенсорный (представления вызывают чувства, а на их основе и определенные физиологические реакции) феномены провоцируют изменения.

Для наглядности можно предложить следующее: представьте, что читая эти строки, вы держите в руках сочный, желтый лимон и хотите его разрезать. Реального лимона вы не видите, но один только визуальный образ вызывает гамму ощущений, которые, в свою очередь, вызывают физиологическую реакцию — слюноотделение. Значит, наши представления, образы, мысленные установки точно так же могут влиять на наши действия. Погружая человека в трансовое состояние, М. Эриксон добивался усиления влияния визуальных образов, словесных ассоциаций, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений на изменение состояние человека.

Транс — это некий переход из реального мира в воображаемый, это символический «мост», по которому можно перейти от рационального знания к интуитивному. Активность правого полушария по время транса увеличивается, в то время как активность левого уменьшается. Снижается уровень критичности и рациональности, но зато развивается интуитивное видение, абстрактное мышление.

Мы все периодические в течение дня оказываемся в таком трансовом состоянии. Для этого не надо ходить к психотерапевтам. Это так называемый повседневный транс. Мы его испытываем, когда слушаем любимую музыку, смотрим фильм, в который погружаемся полностью. Все внешние стимулы отступают, и мы находимся как бы в действии этого фильма. То же самое происходит, когда мы читаем книгу, образы, которые возникают при чтении, способствуют нашему погружению в сюжет, мы словно переносимся туда, что называется, уходим с головой. Этот процесс развивает наше воображение, чувства.

Слушая истории, которые нам близки, мы также погружаемся в состояние легкого транса. По мнению М.Эриксона, способность к позитивным изменениям есть у каждого, только у некоторых эта способность заблокирована. Метафорические истории помогают запустить механизм изменений. Истории могут применяться в различных вариантах.

  • Как иллюстративный материал. Наша память такова, что смысл рассказанной истории западает нам в память скорее, чем простая констатация той же самой мысли.
  • Как подсказка для решения. В рассказываемой истории человек может увидеть ситуацию, аналогичную своей. Если герой истории справился и нашел выход из такой ситуации, то и он сможет.
  • Истории помогают по-новому взглянуть на себя и свои проблемы, они способствуют самосознанию.
  • Рассказы порождают идеи и усиливают мотивацию. Будучи мастером гипноза, М.Эриксон мог так виртуозно «встроить» историю в диалог с помощью косвенный внушений, что это побуждало у пациентов и студентов к новым свершениям. Подобная «имплантация» мысли очень важна в технике гипноза.
  • Житейские истории могут быть средством воздействия на формы отношений, они помогают иначе строить отношения с близкими и коллегами.
  • Рассказ как руководство к действию. С помощью определенной интонации, правильной расстановки акцентов речи можно способствовать побуждению активности.
  • Интересная история, близкая и понятная, снижает уровень сопротивления и не может навредить, так как наше бессознательное отвергает всё то, что кажется нас неинтересным.
  • Для переосмысления и нового определения проблемы. Иногда переформулирование проблемы, перевод ее в контекст задачи, которую под силу решить, помогает человеку справляться с трудностями.
  • Метафорический язык историй представляет особый творческий способ общения, он помогает найти точки соприкосновения, способствует взаимопониманию.

Символический язык — будь то миф или волшебная сказка — через аллегорию или метафору привлекает внимание к бессознательному содержанию психики. В сказках различных народов есть общая символика.

Например, Король и Королева — это символы родителей. Рождение и смерть символизирует стихия воды. З.Фрейд утверждал, что «рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают, что означает материнское отношение к спасаемому». Возможно, не случайно в христианстве обряд крещения, то есть нового рождения, связан с водой. Часто идея смерти связывается с идеей безбрежного или открытого пространства, равнодушного или даже угрожающего человеку. Переход в иной мир в древних цивилизациях мыслился как переправа через реку. Так, у древних греков попасть в царство мертвых — царство Аида можно было через реку Лету. Отсюда выражение «кануть в Лету». Для египтян — это переправа через Нил.

Во многих сказках используется символ зеркала. Зеркалу приписываются магические свойства: «Свет мой, зеркальце, скажи...» Зеркало, с одной стороны, хранит образы мира, а с другой — является отражением самого человека. Зеркало иногда выступает как бы Альтер-Эго, то есть другого «Я» человека. Зеркало также дверь в иной мир. Не случайно Л.Кэрол помещает свою Алису в Зазеркалье. Зазеркалье — это нереальный мир, мир наших фантазий, страхов, мир теней. Являясь отражением нашей души, разбиваясь, может приносить несчастья. Эта примета известна до сих пор, осколки зеркала ассоциируются со страхом разрушения собственной души.

Например, сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева» начинается с истории про зеркало. «...жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже... А если у человека являлась добрая мысль, она отражалась в зеркале такой ужимкой, что тролль так и покатывался со смеху, радуясь своей хитрой выдумке».

Еще одним символом, которое встречается почти во всех сказках — это символ дома. З.Фрейд видел в доме единственное типичное, то есть постоянное изображение человека в целом.

Всем известная детская сказка «Колобок», оказывается, имеет свою символику. Для наших предков колобок — это символ луны. В старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Круглая «луна» превращалась в месяц.

Сказка «Курочка-Ряба» в древней Руси была предназначена взрослым. Яйцо — это символ жизни и смерти. Золотое яйцо — символ смерти, которое получают старики. Рябая курочка в древней мифологии — это посредник между миром живых и миром мертвых. Поэтому и стараются дед с бабкой разбить золотое яичко. Простое яичко, обещанное старикам Рябой — это символ новой жизни. Сказка помогала принимать неизбежность старости и смерти.

Как же символика сказки или притчи может повлиять на нас сейчас?

«В одном доме умер отец семейства. Безутешная вдова не знала, что делать. Подруги посоветовали ей обратиться к старцу, который жил в другой деревне. Придя к нему, она поделилась своим горем. Старец, молча выслушал ее, и потом произнес: «Ступай и принеси мне одно зерно из дома, где никогда не было покойников». Женщина последовала его совету. Она ходила по домам и спрашивала, могут ли они дать ей всего лишь одно зернышко, которое поможет ей легче пережить потерю мужа. Но в каждом доме, сочувствуя ей, говорили о том, что они тоже когда-то потеряли близких. Женщина вернулась к старцу ни с чем. «Вот видишь, горе приходит в каждый дом, и только от нас зависит, когда оно уйдет».

А вот еще одна известная притча:

«В далекие времена в одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его.

Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!», и люди прозвали этого человека завистником, и смеялись над ним.

Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал: «Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдемте к вашему лже-мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: „Угадай, что у меня в руке?“. Он скажет: „Бабочка“, — все равно кто-нибудь из вас проговорится, и тогда я спрошу: „А живая или мертвая?“ Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если — мертвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае ваш мудрец окажется в дураках!»

Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой вопрос.

— «Бабочка», — ответил мудрец.

— «А живая или мертвая?»

Старик, может быть, улыбнувшись в бороду, сказал: «ВСЕ В РУКАХ ТВОИХ, ЧЕЛОВЕК!»

В терапевтической метафоре всегда заложен ресурс, откуда может черпать силы любой человек. Например, ресурс данных историй в том, что мы не одиноки, и что наша жизнь зависит от нас. Это придает нам чувство опоры. То, что на рациональном уровне кажется очевидным, не всегда доступно бессознательному. Поэтому терапевтическая метафора служит словно проводником, ведущим нас от сознательного к бессознательному и наоборот.

В терапевтической истории есть выход из сложившейся ситуации. Символический язык помогают человеку по-другому взглянуть на свою проблему.

Мир сказки способствует возрастному регрессу. Именно в детстве мы черпаем ресурсы. В детстве мы многому учимся и, у нас многое получается, мы верим в себя. Мир взрослых еще не успел показать нам нашу беспомощность.

Милтон Эриксон, погружая своих пациентов в трансовое состояние, предлагал им метафоры раннего научения — раннего ресурса. Ведь все мы в детстве учились ходить, говорить, читать и писать. Для каждого из нас — это опыт эффективных достижений. В нашем подсознании сохранилось, что когда-то мы не умели, например, писать, но научились. Начиная новое дело, переходя на следующий этап своего развития, следует обратиться к такому важному ресурсу. «Если я смог справиться тогда, если преодолел неуверенность, страх, — значит, смогу и сейчас», — словно транслирует наше подсознание. Сам Милтон Эриксон так описывает это явление: «Я учился вставать дважды: первый раз ребенком, а второй — когда мне было восемнадцать лет. В семнадцать меня полностью парализовало. У меня была совсем крошечная сестренка. Я наблюдал, как она ползала и как встала на ножки...Первым делом надо ухватиться за что-то и, подтянувшись, выпрямиться... Затем выясняется, что колено подогнулось, — и вы шлепаетесь. Через какое-то время вам удается переносить весь ваш вес на одну ногу... Наконец, вы делаете первый шаг и, право, это выходит не дурно. Приходится немало потрудиться, чтобы научиться топать правой, левой, правой, левой... Вы все умеете ходить, хотя совершенно не представляете, как это делается. Неосознанный разум включает всю информацию, полученную в течение жизни. Многое вы уже совсем позабыли, но это легло в основу ваших машинальных действий. По сути, наше поведение и есть автоматическое функционирование этих забытых воспоминаний... В психотерапии приходится учить пациента многому из того, чему он уже научился очень давно, но успел забыть узнанное».

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС