Довольно часто ко мне обращаются люди с таким вопросом: где искать силы для дальшейшей жизни, где черпать вдохновение, как поддерживать в себе желание развиваться? Наверняка, многие из нас чувствовали это состояние, которое можно охарактеризовать как "обесточенность", "опустошенность". Как наполнить себя новым содержанием и найти новые источники вдохновения? Иными словами, как зарядить свои "батарейки"?
Говорить в таких случаях банальные фразы, что источник вдохновения в семье, детях, работе, природе, любви и т.д. и т.п. вряд ли имеет смысл... Человек, обращающийся к психологу, наверняка, знает об этом и без вас. Понимаю, что бывают ситуации, когда просто слов и азбучных истин недостаточно. В таких случаях намного полезнее применить эриксоновский подход (Милтон Эриксон - 1901 - 1980 гг. - американский психотерапевт, основатель "мягкого", "бархатного", недирективного гипноза, который применяется не только в работе с психологическими проблемами, но и в коучинге для успешной реализации поставленных целей), основанный на системе косвенных внушений. Подход Милтона Эриксона мне нравится тем, что он в своей работе всегда подчеркивал, что источник вдохновения, сил и энергии находится внутри каждого из нас. Этот тезис он доказал не только своей многолетней и плодотворной деятельностью, но и своим личным примером. Переболев в детстве полиомелитом, будучи на определенном этапе своей жизни прикованным к инвалидному креслу, он сумел преодолеть внешние обстоятельства, добился высоких результатов и признания не только в профессиональной среде, но и у широкой аудитории. Он был прекрасным популяризатором психологических знаний, с удовольствием делился своим опытом и вдохновением.
Предлагаю упражнение, в котором сочетаются эриксовский подход и арт-терапия:
- Прежде всего обратитесь к своему опыту - у каждого из нас были моменты, когда мы чувствовали прилив сил, энергии, эмоционального подъема, например, от хорошо выполненной работы, от достижения поставленной цели, от общения с умным и приятным человеком, от возможности видеть прекрасные архитектурные достопримечательности, от красоты природы, от звучания любимого стихотворения, от звуков любимой музыки... Возможно, это какие-то воспоминания, связанные с детством. Например, одна моя клиентка. вспомнила тот счастливый момент, когда она научилась кататься на велосипеде. Отец помогал ей, поддерживал седло, но в какой-то момент она почувствовала, что она держит равновесие сама. Это для нее ассоциировалось с чувством полета, восторга, радости!
- Актуализируйте это состояние, вспомните, какими ассоциациями оно было наполнено
- Если бы это воспоминание имело бы цвет, то какой?
- Если бы это воспоминание имело бы звук, то какой?
- Если бы это воспоминание имело бы запах, то какой?
- Возможно, это воспоминание, можно прочувствовать на ощупь: мягкое, пушистое, прохладное и т.п.
- Возмжно, это воспоминание имеет вкус?
- Обратите внимание на свои эмоции, что вы испытываете в данный момент, и как они перекликаются переживаниями вашего воспоминания?
- Дайте название этому воспоминанию. Например, "вкус победы"; "радость открытия", "фонтан идей"; "бурный восторг" и т.д.
- Сделайте зарисовку, то есть символически изобразите свое воспоминание. Качество рисунка в данном случае не имеет значения, главное - отразить эмоциональное состояние, связанное с данным воспоминанием
- Этот рисунок отражает ваше ресурсное состояние
На эмоциональном уровне мы создаем визуальный образ, связанный с чувством наполненности, удовлетворенности и вдохновения. Можно сказать, что мы "вдохнули" и придали новый смысл нашему воспоминанию.
Следующий этап - это созерцание этого состояния в настоящем. В любой момент, когда вам необходимо "подзарядиться", вы можете обратиться к этому рисунку, в этому образу, к тем чувствам, которые вы испытывали тогда, и перенести это состояние в настоящее.
Теперь у вас есть такой "волшебный" аккумулятор, который вы создали сами. Каждый раз, если вам будет необходимо мотивировать себя, вы можете обратиться к этому "зарядному" устройству. Этот образ поможет вам быть в тонусе, например, перед каким-то значимым событием.
Милтон Эриксон писал: "В психотерапии приходится учить пациента многому из того, чему он уже научился очень давно, но успел забыть узнанное"
То есть опять пресловутое "вспомнить всё", спросите вы? Но, если у Зигмунда Фрейда вспомнить все подавленные, вытесненные, негативные переживания с помощью метода свободных ассоциаций - это путь к лечению невроза, то, по мнению Милтона Эриксона, в наших воспоминаниях есть и положительный опыт, есть тот ресурс, на который мы можем опираться в процессе своего развития и исцеления.