В психологической работе важное значение имеют не только грамотно подобранные методы, но и особые – исцеляющие - отношения, которые возникают в процессе работы между психологом/психотерапевтом и клиентом.
Карл Роджерс называл такую работу помогающими отношениями или фасилитацией. Фасилитация в данном случае – это процесс, который способствует раскрытию личности, помогает другому проявить себя. Помогающие отношения создают условия для личностного роста, для самоактуализации.
К. Роджерс в книге «Становление личности», обращаясь к психологам и психотерапевтам, делится своими соображениями по поводу приемов установления доверительных отношений между клиентом и специалистом. Мы понимаем, что поначалу человек, нуждающийся в психологической помощи, может испытывать волнение, тревогу и, возможно, недоверие при обращении к специалисту. Для успешной работы и взаимопонимания в психотерапевтическом процессе, по мнению К.Роджерса, каждому специалисту нужно задать самому себе ряд вопросов:
1. Могу ли я быть таким, чтобы восприниматься другим как достойный доверия, надежный, последовательный человек в самом глубоком смысле этого слова? К. Роджерс это связывает с понятием «конгруэнтность» то есть быть тем, кем вы действительно являетесь. Для психолога важно быть настоящим, а не фальшивым, не притворяться, не играть роль «гуру», «знатока», «специалиста». Люди реагируют на фальшь, неискренность и несоответствие со стороны такого «психолога» вызывают обоснованное недоверие.
2. Могу ли я достаточно полно выразить свое состояние, чтобы это не выглядело двусмысленно? Например, поведение или высказывания клиента, который обратился к вам за помощью, вызывают у вас раздражение, недоумение, но эти чувства не осознаются. Вы, с одной стороны, на осознаваемом уровне транслируете принятие, уважение, интерес, а, с другой – раздражение и недоумение. Эта противоречивость мешает установить раппорт, или доверительные отношения. Быть искренним в помогающих отношениях – необходимое условие для взаимопонимания.
3. Могу ли я испытывать положительные чувства по отношению к другому человеку – теплоту, заботу, симпатию, интерес, уважение? За кажущейся простотой, по мнению К.Роджерса, проявлять эти чувства и искренне выражать их достаточно сложно. Ведь это может разрушить «профессиональные» отношения, сократить дистанцию между вами и вашим пациентом. Для многих профессиональных психологов вопрос степени заботы является открытым, как соблюсти баланс: не «перекормить» заботой, не брать на себя ответственность за решение всех проблем клиента, и при этом быть внимательным к нуждам другого человека, сохраняя профессиональную дистанцию?
4. Достаточно ли я сильная личность, чтобы позволить себе быть отличным от других, могу ли я столь же непреклонно уважать свои чувства, потребности, как и чувства и потребности другого человека? Важно не раствориться в проблемах клиента, не разрушить свои собственные границы. К. Роджерс пишет: «Достаточно ли твердости в моем внутреннем «Я», чтобы устоять и не разрушиться от его злости, не подчиниться его потребности в зависимости и не поработиться его любовью, чтобы существовать отдельно от него со своими чувствами и правами?»
5. Могу ли я позволить себе полностью войти в мир чувств и личностных смыслов другого человека и увидеть их так, как он? Ответ на этот вопрос отражает степень эмпатии, то есть способности видеть и понимать чувства и переживания другого человека, как свои.
6. Могу ли я принять все грани личности другого человека, которые он проявляет, готов ли я – как специалист – освободить клиента от угрозы внешней оценки. Иными словами, могу ли относиться к своему пациенту безоценочно, без ярлыков, в то время как вся наша жизнь пронизана оценками: «Это хорошо», «Это сомнительно», «Ты не заслуживаешь такого отношения», «Это неудача» и т.д. Поэтому, с точки зрения К.Родрерса, любая оценка извне как негативная, так и позитивная, мешает человеку принять ответственность за свои действия.
Конгруэнтность, эмпатия и безоценочное (безусловное) принятие другого человека – триада Карла Роджерса – основа клиент-центрированной, недирективной психотерапии.
Вопросы для самоанализа помогают психологу лучше понять другого человека, установить с ним отношения, способствующие развитию в нем уверенности в себе, в свои силы. М.Бубер использует выражение «утверждая другого», т.е. принимая потенциальные возможности другого – узнавая в нем человека, каким он может стать.
Такое видение помогающих отношений дает возможность создать психологически комфортные условия в процессе психологической работы.