Про интровертов и экстравертов знают многие, кто хоть немного интересуется психологией. Однако экстерналы и интерналы не менее интересные понятия для составления психологического портрета личности.
В практике психологического консультирования для уточнения запроса клиента психолог в ходе беседы определяет, как человек воспринимает свою проблемную ситуацию. Если простыми словами, то, как правило, экстерналы отвечая на сакраментальный вопрос: «Кто виноват?» - склонны винить других – родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей, супругов, начальство, правительство и т.д. – во всех своих бедах. И психолог им нужен для того, чтобы тот выслушал и подтвердил его картину мира. Не сложно предположить, что после нескольких консультаций психолог, если он не умеет грамотно выстраивать отношения с клиентами, тоже может перейти в разряд «виноватых». Ответственность за успех психологической работы экстерналом благополучно полностью перекладывается на специалиста.
Интерналы – это те, кто умеет брать ответственность за свою жизнь и за всё, что в ней происходит, в свои руки. Уже в ходе проективного интервью с клиентом можно определить интернала по таким фразам: «Я понимаю, что я сама раздражаюсь…дело не в моих коллегах, а в моем отношении к ним и к работе в целом»; или «я понимаю, что в 38 лет обижаться на родителей глупо, но не знаю, как справиться…» Иными словами, интерналы к психологу приходят за инструментами, которые помогут им самостоятельно справляться с трудностями жизни, со стрессом, эмоциональным выгоранием и пр. Интерналы предпочитают вопрос: «Что делать?» Они мотивированы на результат. В психологической работе они разделяют ответственность за успех вместе со специалистом.
Качества интернала:
• Независимость суждений,
• Осознание самоценности,
• Вера в свои силы, опора на себя,
• Настойчивость в достижении целей,
• Спокойное отношение к критике.
Качества экстернала:
• Зависимость от мнения окружающих, желание оправдать чужие ожидания,
• Склонность к обесцениванию себя и других,
• Поиск внешней опоры,
• Размытость личных границ,
• Болезненное восприятие критики.
Каждый из нас сам решает, какие качества он хочет развивать, какие - нивелировать.
Экстернальность и интернальность отражают уровень субъективного контроля (УСК). УСК находится в тесной связи с развитием личностной ответственности и психологической зрелости.
Локус контроля [от лат. locus — место, местоположение и франц. contrôle — проверка] — личностная характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок.
Таким образом, интернал – это человек с внутренним локусом контроля; экстернал – с внешним локусом контроля. Задача профессионального психолога заключается в смещении локуса контроля внутрь. Вектор развития личности направлен в сторону повышения осознанности и ответственности.
Основатель гештальт-терапии Ф.Перлз дает такое определение психологической зрелости: «Зрелость – это переход от ожидания внешней поддержки к обретению внутренней. Человек может выходить за собственные пределы, только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели»
Упражнения для развития интернальных качеств
1. Перечислите 3 точки внутренней опоры, которые помогают вам справляться в трудных ситуациях.
Например, одна из моих клиенток (она замужем, ей 32 года), несмотря на свой возраст, продолжает ориентироваться на мнение мамы и бабушки; на работе болезненно воспринимает критику со стороны «старших» товарищей. Как она сама говорит, «включаю школьницу, боюсь получить «двойку», не оправдать ожидания взрослых».
Выполняя данное упражнение, она выделила 3 точки психологической опоры:
• Вера, что я могу справиться с любой задачей
• Умение проявлять настойчивость
• Мои знания и опыт, которые у меня точно никто не отнимут
2. Проанализируйте 1 день/ неделю/ месяц своей жизни. Перечислите основные моменты за выбранный период. Поставьте по шкале от 0 до 10 степень своей ответственности (где 0 – я совсем не могу нести ответственность за это событие; 10 – я в полной мере отвечаю за это событие)
3. Ответьте на следующие вопросы:
• Какие личностные качества я ценю в себе? В чем мои преимущества?
• Что мне нравится в моей жизни? Что не устраивает?
• Что я хочу изменить в своей жизни?
• Какие шаги я готов(а) предпринять для достижения этих изменений?