Кто такие интерналы и экстерналы?
Кто такие интерналы и экстерналы?
Кто такие интерналы и экстерналы?
11 января 2021  

Про интровертов и экстравертов знают многие, кто хоть немного интересуется психологией. Однако экстерналы и интерналы не менее интересные понятия для составления психологического портрета личности.
В практике психологического консультирования для уточнения запроса клиента психолог в ходе беседы определяет, как человек воспринимает свою проблемную ситуацию. Если простыми словами, то, как правило, экстерналы отвечая на сакраментальный вопрос: «Кто виноват?» - склонны винить других – родителей, бабушек, дедушек, воспитателей, учителей, супругов, начальство, правительство и т.д. –  во всех своих бедах. И психолог им нужен для того, чтобы тот выслушал и подтвердил его картину мира. Не сложно предположить, что после нескольких консультаций психолог, если он не умеет грамотно выстраивать отношения с клиентами,  тоже может перейти в разряд «виноватых». Ответственность за успех психологической работы экстерналом благополучно полностью перекладывается на специалиста.
Интерналы –  это те, кто умеет брать ответственность за свою жизнь и за всё, что в ней происходит, в свои руки. Уже в ходе проективного интервью с клиентом можно определить интернала по таким фразам: «Я понимаю, что я сама раздражаюсь…дело не в моих коллегах, а в моем отношении к ним и к работе в целом»;  или «я понимаю, что в 38 лет обижаться на родителей глупо, но не знаю, как справиться…» Иными словами, интерналы к психологу приходят за инструментами, которые помогут им самостоятельно справляться с трудностями жизни, со стрессом, эмоциональным выгоранием и пр. Интерналы предпочитают вопрос: «Что делать?» Они мотивированы на результат. В психологической работе они разделяют ответственность за успех вместе со специалистом.
Качества интернала:
•    Независимость суждений,
•    Осознание самоценности,
•    Вера в свои силы, опора на себя,
•    Настойчивость в достижении целей,
•    Спокойное отношение к критике.
Качества экстернала:
•    Зависимость от мнения окружающих, желание оправдать чужие ожидания,
•    Склонность к обесцениванию себя и других,
•    Поиск внешней опоры,
•    Размытость личных границ,
•    Болезненное восприятие критики.

Каждый из нас сам решает, какие качества он хочет развивать, какие - нивелировать.
Экстернальность и интернальность отражают уровень субъективного контроля (УСК). УСК находится в тесной связи с развитием личностной ответственности и психологической зрелости.


Локус контроля [от лат. locus — место, местоположение и франц. contrôle — проверка] — личностная  характеристика, отражающая предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности либо внешним обстоятельствам, условиям и силам, либо самому себе, своим усилиям, своим недочетам, рассматривать их в качестве собственных достижений или результатов собственных просчетов, а также попросту отсутствия соответствующих способностей или недоработок.
Таким образом, интернал – это  человек с внутренним локусом контроля; экстернал – с внешним локусом контроля. Задача профессионального психолога заключается в смещении локуса контроля внутрь. Вектор развития личности направлен в сторону повышения осознанности и ответственности.
Основатель гештальт-терапии Ф.Перлз дает такое определение психологической зрелости: «Зрелость – это переход от ожидания внешней поддержки к обретению внутренней. Человек может выходить за собственные пределы, только опираясь на собственную истинную природу, а не на амбиции и искусственные цели»


Упражнения для развития интернальных качеств
1.    Перечислите 3 точки внутренней опоры, которые помогают вам справляться в трудных ситуациях.
Например, одна из моих клиенток (она замужем, ей  32 года), несмотря на свой возраст, продолжает  ориентироваться на мнение мамы и бабушки; на работе болезненно воспринимает критику со стороны «старших» товарищей. Как она сама говорит, «включаю школьницу, боюсь получить «двойку», не оправдать ожидания взрослых».
Выполняя данное упражнение, она выделила 3 точки психологической опоры:
•    Вера, что я могу справиться с любой задачей
•    Умение проявлять настойчивость
•    Мои знания и опыт, которые у меня точно никто не отнимут

2.    Проанализируйте 1 день/ неделю/ месяц своей жизни. Перечислите основные моменты за выбранный период. Поставьте по шкале от 0 до 10 степень своей ответственности (где 0 – я совсем не могу нести ответственность за это событие; 10 – я в полной мере отвечаю за это событие)


3.    Ответьте на следующие вопросы:
•    Какие личностные качества я ценю в себе? В чем мои преимущества?
•    Что мне нравится в моей жизни? Что не устраивает?
•    Что я хочу изменить в своей жизни?
•    Какие шаги я готов(а) предпринять для достижения этих изменений?

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС