Магия арт-терапии в воспитании и развитии ребенка
Магия арт-терапии в воспитании и развитии ребенка
Магия арт-терапии в воспитании и развитии ребенка
26 августа 2017  

Магия арт-терапии заключается в том, что дает возможность, не навязывая и не заставляя, раскрыть способности развивающейся личности, помочь ребенку, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать трудности. С помощью арт-терапевтических техник мы можем лучше понимать своих детей, видеть, что на самом деле их тревожит. Ведь дети не всё могут выразить словами, поэтому арт-терапия — это еще одна возможность общения с ребенком на его языке, на языке образов, символов и метафор. Арт-терапия способствует развитию дара воображения.

Что значит быть хорошим родителем? Лучше быть требовательным или понимающим? Как помочь ребенку, когда он сам не может справиться с трудной ситуацией (поступление в детский сад, в школу, развод родителей, разлука); как поддерживать ребенка, если он боится и не уверен в себе; как относиться к детской лжи; как справляться с упрямством детей. Ответы на эти вопросы можно найти, обратившись к практическому психологу.

Быть родителем — это интересный, увлекательный процесс, в котором сам взрослый может раскрыться как индивидуальность и помочь ребенку стать личностью.

В современной практической психологии, педагогике, образовании и даже бизнесе арт-терапевтические техники используются достаточно активно. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии. Давайте разберемся, что же такое арт-терапия, каковы ее виды и направления, и как арт-терапия может влиять на нашу эмоциональную сферу.

Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе.

Основный принцип арт-терапии — одобрение творческой деятельности ребенка и взрослого. Именно безоценочное отношение, безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для успешного проведения арт-терапии. Занятия по арт-терапии отличаются от занятий рисованием, лепкой, танцами, музыкой и др.

Арт-терапия не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Терапия искусством создает пространство для самовыражения, для раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательной активности, для самопознания. Арт-терапия направлена, в первую очередь, на решение эмоциональных проблем личности.

Занятия арт-терапией рекомендуются, начиная с 5-6 лет, верхний возрастной уровень не имеет ограничений. В старшем дошкольном возрасте формируется символическая функция мышления, необходимая для восприятия арт-терапии. Основой для развития символической функции является игровая деятельность, в частности, ролевая игра. Когда ребенок, в игре, представляя, что он водитель автобуса расставляет стулья как в салоне автобуса, сам садится на «водительское» место, берет в руки пластмассовый обруч, он символически обыгрывает реальную ситуацию. Именно эта способность перенестись из реального мира в мир воображаемый, самостоятельного создать пространство для своих фантазий, умение найти заместители реальных предметов способствует развитию образного мышления ребенка, развивает его творческий потенциал, что впоследствии поможет ему хорошо учиться и проявлять активную жизненную позицию. Поэтому детские психологи говорят, что игра — это серьезно. В игре развиваются коммуникативные навыки, ребенок учится взаимодействовать с внешним миром и лучше понимать свою роль. Благодаря арт-терапии, детям легче социализироваться и адаптироваться к новым условиям.

Многие родители больше внимания уделяют развитию логического мышления, интеллектуальным занятиям, обучению навыкам, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо меньше времени. Совместные арт-терапевтические упражнения восполняют этот пробел. Известно, что левое полушарие головного мозга отвечает за логику, рациональное мышление, а правое — за интуицию, иррациональное мышление, поиск нестандартных решений, творчество. Важно, чтобы был баланс между эмоциональным и рациональным, интуицией и логикой.

Существуют две формы арт-терапии: активная и пассивная. Активная форма предполагает создание собственных творений: рисунков, рассказов, поделок из пластилина и глины и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие произведений искусства и возможность осознать и выразить свои чувства с помощью этих произведений.

Для практических психологов, коучей, педагогов и специалистов детских развивающих центров разработаны обучающие курсы (автор и ведущая А.А.Воронова):

  • сертифицированная программа «Арт-терапия как метод работы с эмоциональными нарушениями» 36 ч.

Однако многие арт-терапевтические упражнения могут применяться в рамках психотерапии обыденной жизни, и требуют лишь внимательного и заинтересованного отношения к тому, что делает ваш ребенок. Такое применение арт-терапевтических приемов не рассматривается как лечебное воздействие, это, скорее, развивающие методы, способы, налаживающие взаимопонимание детей и взрослых.

Есть вопросы по воспитанию и развитию ребенка?

Записывайтесь на индивидуальную консультацию!

 

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС