Нейронауки в коучинге
Нейронауки в коучинге
Нейронауки в коучинге
07 мая 2018  

Применение достижений нейронаук в коучинге расширяет инструментарий и диапазон деятельности профессиональных коучей, создает теоретическую основу для практиков, занимающихся повышением личной эффективности, обучением персонала и организационной психологией. 

Нейрокоучинг как новое направление, разрабатываемое в Ассоциации практических психологов и коучей, предлагает объединить фундаментальные знания о функционировании головного мозга и психики с коуч-технологиями. Нейрокоучинг результативен в тех случаях, когда необходимо для решения поставленных задач выйти за рамки шаблонного мышления, когда привычные способы реализации поставленных целей уже не мотивируют, когда жизнь ставит нас в такие условия, где известные   инструкции не срабатывают.

В качестве примеров запросов можно привести следующие:

  • Профессиональное самоопределение, поиск новой работы, смена профессиональной деятельности;
  • Изменение профессионального или личного статуса;
  • Новый уровень требований к профессиональной деятельности;
  • Повышение личной эффективности и самореализация.

Рассмотрим основные положения нейронаук и коучинга:

  1. Нейро: Переработка информации в мозге происходит с опорой  на прежний опыт,  нейронные связи обеспечивают этот процесс. Человеческий мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление последней возникает тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые важно постоянно актуализировать.  В свою очередь, коучинг – это опора на сильные стороны личности, на внутренний потенциал и поиск креативных, нестандартных решений в новых ситуациях.
  2. Нейро: Мозг ищет смысл через установление закономерностей. Беспорядочность и хаос усложняют продуктивную деятельность мозга. Обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей. Коучинг – это структурирование процесса достижения поставленных целей, это осмысление процесса поэтапной реализации намеченных планов.
  3. Нейрокоучинг показал большую роль эмоций в мотивации, обучении и развитии. Эмоции являются необходимым фактором продуктивной деятельности мозга. Материал, освоенный в благоприятной атмосфере, связанный с приятными ассоциациями, лучше воспринимается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал личности. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональный контекст, настрой в общении полезен как детям, так и взрослым для их развития. Коучинг – это обмен опытом, позитивной энергией, эмоциональный прорыв, дающий вдохновение для новых достижений. Развитие эмоционального интеллекта – это составная часть нейрокоучинга. Включая элементы игры, эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия, мы придаем новый импульс для развития мотивации достижения.
  4. Нейро: Мозг способен одновременно анализировать и синтезировать поступающую информацию, оперировать целым и частью. Нейропсихологические исследования показывают, что мозг обладает уникальной способностью «видеть» объект одновременно в целом и по частям, в одно и то же время расчленить и собрать его. Анализ и синтез — это два очень важных, постоянно взаимодействующих мыслительных процесса. В процессе коучинга коуч и клиент, работая как команда, из частей создают целое, переформатируют свой опыт и функционируют на новом уровне.
  5. Нейро: Мозг способен впитывать информацию одновременно в условиях сфокусированного внимания и периферийного восприятия. Если умело организовать процесс общения, то можно использовать особенности периферийного восприятия как конструктивный фактор обмена информацией. Например, кинематографисты обращаются к фоновой музыке для усиления контекста фильма. Для повышения эффективности коучинга можно обратиться к активизации деятельности с помощью аудиальной и визуальной стимуляции.
  6. Нейро: Процессы сознания и подсознания в мозге  протекают одновременно. В ходе общения мы получаем гораздо больше информации, чем нам кажется. На собеседника, партнера по переговорам, клиента оказывает влияние не только и не столько то, что мы говорим, а весь комплекс внутренних (прежний опыт, эмоциональное состояние, уровень мотивации, индивидуальные характеристики клиента и т. д.) и внешних (общая атмосфера в процессе общения, пространство общения и пр.) факторов.

Человек понимает и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. В коучинге опытный специалист часто в своей работе для повышения осмысленности и мотивации своих клиентов  апеллирует к образам и метафорам, использует приемы арт-терапии. Упражнения нейрокоучинга развивают и вербальную,  и невербальную составляющие общения.

  1. Нейро: Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, прессинга. Активизация функционирования правого полушария головного мозга влияет на развитие творчества, интуиции.

Поэтому коучинг – это, прежде всего, активизация творческого потенциала личности, поиск новых оригинальных, а не шаблонных, ходов для достижения цели. В нейрокоучинге разработаны оригинальные упражнения, направленные на развитие межполушарных связей для интеграции рационального и интуитивного. Такая интеграция ускоряет процесс принятия решений и дает возможность при выборе решений опираться как на логические выводы, так и на вИдение ситуации  в целом.

  1. Нейро: Мозг каждого человека уникален (принцип уникальности). Он имеет свои индивидуальные характеристики с точки зрения объема и скорости обработки информации, преобладания той или иной системы памяти, гибкости мыслительных процессов и т. д. Именно для реализации принципа уникальности в нейрокоучинге предварительно проводится психофизиологическая диагностика, которая дает возможность определить индивидуальные особенности и учитывать их в работе коуча с данным клиентом.

Таким образом, интеграция основных положений нейронаук и коуч-технологий повышает результативность и создает оптимальные условия для развития личности.  Иными словами, как отмечал Р.Бэндлер,  «по сути, мы разрабатываем способ научить людей пользоваться собственными мозгами»

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС