ЭТО ИНТЕРЕСНО

Нейронауки в коучинге

07 мая 2018  

Применение достижений нейронаук в коучинге расширяет инструментарий и диапазон деятельности профессиональных коучей, создает теоретическую основу для практиков, занимающихся повышением личной эффективности, обучением персонала и организационной психологией. 

Нейрокоучинг как новое направление, разрабатываемое в Ассоциации практических психологов и коучей, предлагает объединить фундаментальные знания о функционировании головного мозга и психики с коуч-технологиями. Нейрокоучинг результативен в тех случаях, когда необходимо для решения поставленных задач выйти за рамки шаблонного мышления, когда привычные способы реализации поставленных целей уже не мотивируют, когда жизнь ставит нас в такие условия, где известные   инструкции не срабатывают.

В качестве примеров запросов можно привести следующие:

  • Профессиональное самоопределение, поиск новой работы, смена профессиональной деятельности;
  • Изменение профессионального или личного статуса;
  • Новый уровень требований к профессиональной деятельности;
  • Повышение личной эффективности и самореализация.

Рассмотрим основные положения нейронаук и коучинга:

  1. Нейро: Переработка информации в мозге происходит с опорой  на прежний опыт,  нейронные связи обеспечивают этот процесс. Человеческий мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление последней возникает тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые важно постоянно актуализировать.  В свою очередь, коучинг – это опора на сильные стороны личности, на внутренний потенциал и поиск креативных, нестандартных решений в новых ситуациях.
  2. Нейро: Мозг ищет смысл через установление закономерностей. Беспорядочность и хаос усложняют продуктивную деятельность мозга. Обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей. Коучинг – это структурирование процесса достижения поставленных целей, это осмысление процесса поэтапной реализации намеченных планов.
  3. Нейрокоучинг показал большую роль эмоций в мотивации, обучении и развитии. Эмоции являются необходимым фактором продуктивной деятельности мозга. Материал, освоенный в благоприятной атмосфере, связанный с приятными ассоциациями, лучше воспринимается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал личности. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональный контекст, настрой в общении полезен как детям, так и взрослым для их развития. Коучинг – это обмен опытом, позитивной энергией, эмоциональный прорыв, дающий вдохновение для новых достижений. Развитие эмоционального интеллекта – это составная часть нейрокоучинга. Включая элементы игры, эмоциональной вовлеченности в процесс взаимодействия, мы придаем новый импульс для развития мотивации достижения.
  4. Нейро: Мозг способен одновременно анализировать и синтезировать поступающую информацию, оперировать целым и частью. Нейропсихологические исследования показывают, что мозг обладает уникальной способностью «видеть» объект одновременно в целом и по частям, в одно и то же время расчленить и собрать его. Анализ и синтез — это два очень важных, постоянно взаимодействующих мыслительных процесса. В процессе коучинга коуч и клиент, работая как команда, из частей создают целое, переформатируют свой опыт и функционируют на новом уровне.
  5. Нейро: Мозг способен впитывать информацию одновременно в условиях сфокусированного внимания и периферийного восприятия. Если умело организовать процесс общения, то можно использовать особенности периферийного восприятия как конструктивный фактор обмена информацией. Например, кинематографисты обращаются к фоновой музыке для усиления контекста фильма. Для повышения эффективности коучинга можно обратиться к активизации деятельности с помощью аудиальной и визуальной стимуляции.
  6. Нейро: Процессы сознания и подсознания в мозге  протекают одновременно. В ходе общения мы получаем гораздо больше информации, чем нам кажется. На собеседника, партнера по переговорам, клиента оказывает влияние не только и не столько то, что мы говорим, а весь комплекс внутренних (прежний опыт, эмоциональное состояние, уровень мотивации, индивидуальные характеристики клиента и т. д.) и внешних (общая атмосфера в процессе общения, пространство общения и пр.) факторов.

Человек понимает и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти. В коучинге опытный специалист часто в своей работе для повышения осмысленности и мотивации своих клиентов  апеллирует к образам и метафорам, использует приемы арт-терапии. Упражнения нейрокоучинга развивают и вербальную,  и невербальную составляющие общения.

  1. Нейро: Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, прессинга. Активизация функционирования правого полушария головного мозга влияет на развитие творчества, интуиции.

Поэтому коучинг – это, прежде всего, активизация творческого потенциала личности, поиск новых оригинальных, а не шаблонных, ходов для достижения цели. В нейрокоучинге разработаны оригинальные упражнения, направленные на развитие межполушарных связей для интеграции рационального и интуитивного. Такая интеграция ускоряет процесс принятия решений и дает возможность при выборе решений опираться как на логические выводы, так и на вИдение ситуации  в целом.

  1. Нейро: Мозг каждого человека уникален (принцип уникальности). Он имеет свои индивидуальные характеристики с точки зрения объема и скорости обработки информации, преобладания той или иной системы памяти, гибкости мыслительных процессов и т. д. Именно для реализации принципа уникальности в нейрокоучинге предварительно проводится психофизиологическая диагностика, которая дает возможность определить индивидуальные особенности и учитывать их в работе коуча с данным клиентом.

Таким образом, интеграция основных положений нейронаук и коуч-технологий повышает результативность и создает оптимальные условия для развития личности.  Иными словами, как отмечал Р.Бэндлер,  «по сути, мы разрабатываем способ научить людей пользоваться собственными мозгами»