Моим коллегам и мне порой приходится слышать такие фразы в свой адрес: «психолог должен быть всегда спокойным и уравновешенным, знать ответы на все вопросы, разбираться в людях…» и т.д. Одним словом, всё то, что в соц.сетях звучит как «тыжпсихолог». Подобные ожидания или проекции, связанные с нашей профессией, вызывают обратную реакцию со стороны специалистов. Кратко это выражается в фразе: «Психолог тоже человек»
Однако многие начинающие специалисты пытаются соответствовать этим неоправданным ожиданиям, всерьез начинают думать, что профессия психолога предполагает знание ответов на все вопросы, касающихся отношений, личности, семьи, воспитания, конфликтов и пр. Не секрет, что многие идут в эту профессию, чтобы разобраться в себе, в своих проблемах. Подобная установка может приводить к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. К сожалению, не решив свои проблемы, пытаются решать чужие…
Я часто говорю своим студентам, что обучение на факультете психологии и разрешение личных проблем – это разные процессы, не стоит их путать. Обучаясь, мы развиваемся, получаем полезные знания и навыки. А свои проблемы разбираем в кабинете психолога в ходе индивидуальной психотерапии. Важно уметь различать профессиональные и личные границы.
Проявления профессиональной деформации психологов (они характерны также и для других специалистов помогающих профессий) имеют 2 полюса.
С одной стороны, это:
• Постоянное желание кого-то «спасать», поддерживать, давать советы, решать чужие проблемы, даже когда вас об этом не просят;
• Стремление оправдать имидж человека, который знает, как действовать в любых ситуациях;
• Размытость границ – неумение разделять профессиональное и личное пространство, неумение четко обозначать свои профессиональные границы. Иными словами, готовность работать «психологом» 24/7. Даже приходя домой после работы, такой специалист продолжает «быть психологом» для родственников, друзей, знакомых;
• Желание в любом высказывании человека, который не является его клиентом, все равно искать тайный смысл, скрытые послания бессознательного, экзистенциальные проблемы и пр.;
• Потребность быть нужным и полезным для других приобретает навязчивый характер;
• Чувство бессилия, когда не можешь помочь всем;
• Страх не оправдать ожидания своих клиентов, выглядеть в их глазах непрофессиональным, некомпетентным специалистом.
С другой стороны, в процессе длительной работы у многих специалистов вырабатывается защитная реакция от эмоционального истощения. И выражается это в таких явлениях, как:
• Чувство безразличия и дистанцированности от проблем клиентов;
• Желание работать по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей клиентов;
• Стремление обесценивать переживания клиентов, их образ жизни;
• Высокомерие и бестактные высказывания в адрес своих клиентов;
• Проявление неуважения к тем, кто обращается за помощью, - пренебрежительное общение с ними, попытка объяснить свои профессиональные неудачи тем, что все клиенты бестолковые, не готовы к изменениям.
Способы профилактики профессиональной деформации для психологов обозначены в Этическом кодексе психолога. Я выделю те пункты, которые имеют отношение к профилактике:
• Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
• Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
• Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы.
• Психолог проходит дополнительный курс супервизии и личной психотерапии, если сталкивается с затруднениями в работе.
• Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
• Осознание границ личных и профессиональных возможностей, то есть
Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
• Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
• Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
• Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.
Данные пункты показывают, что психолог работает исключительно по запросу, с согласия клиента (или его представителя) и в рамках своих компетенций. Психолог – это такая же работа, как и многие другие, где есть свои правила и условия проведения различных форм профессиональной деятельности. Следуя этим правилам, можно избежать рисков профессиональной деформации.
И самое важное, следует помнить, что психолог - это профессия, а не образ жизни! Как в любой профессии, чтобы быть востребованным, следует развивать свои навыки, оттачивать мастерство и быть открытым для нового опыта.