Психологические последствия и методы профилактики дистресса
Психологические последствия и методы профилактики дистресса
Психологические последствия и методы профилактики дистресса
03 марта 2022  

Когда на человека продолжительное время давят отрицательные эмоции, стресс переходит в следующую стадию, в дистресс. При дистрессе человек уже не в состоянии бороться с негативным настроением, организм настолько ослаб, что не способен мобилизоваться против недуга самостоятельно. Происходит истощение, которое Г. Селье еще рассматривает как третью ступень развития стресса.

Как известно, легкая форма стресса даже полезна. Она мобилизует человека, способствует развитию, но только не дистресс. На этой стадии уже происходят опасные изменения в психике, человек не в состоянии приспосабливаться к предлагаемой ситуации. Когда специалисты говорят, что бороться со стрессом необходимо, имеют в виду именно противостояние дистрессу.

Небольшое сравнение, чтобы была понятна суть: врачи рекомендуют не сбивать температуру тела при простудных и прочих заболеваниях, если она около 38 градусов. Организм, в этом случае, сам справляется с вирусами. Но когда температура превышает эту норму, уже требуется медикаментозное вмешательство, чтобы не было лишних осложнений. Так и при дистрессе своих сил уже недостаточно, чтобы справиться с тревожным состоянием.

Причины дистресса

Дистресс можно «заработать» от сильного психологического потрясения, или живя в постоянном, хотя и незначительном, на первый взгляд, стрессовом режиме.

Причиной проявления дистресса может стать психотравма. Причем, одну и ту же ситуацию люди проживают по-разному: кого-то «заденет за живое» и вызовет эмоциональный взрыв, а кто-то просто пройдет мимо, не принимая близко к сердцу. Реакция людей на поражения и потери совершенно разная. Тяжелая болезнь или смерть любимых людей кого-то способна мобилизовать, чтобы пережить этот период, а другой просто бывает раздавлен обстоятельствами и у него нет сил самостоятельно вырваться из тяжелого плена психотравмы.

Первопричиной проявления дистресса может являться неспособность психики человека адаптироваться к предлагаемым реалиям.

Люди, у кого уровень чувствительности низкий, более устойчивы к дистрессу.

Кто-то уже с рождения имеет стойкую психику, а другой - с годами приобретает опыт преодоления стрессовых ситуаций. Хладнокровие и невозмутимость вырабатывается с опытом, человек, преодолев разные психологические травмы, становится сдержанным и более уравновешенным.

Те люди, у кого порог чувствительности более высок, менее устойчивы к дистрессу. Они эмоциональны, не способны контролировать свою реакцию. В экстремальных ситуациях не дают отчет своему поведению, им сложно собраться и противостоять обстоятельствам. Они не любят выходить из зоны комфорта, им спокойнее в привычной обстановке.

К причинам формирования дистресса специалисты относят систему ценностей человека, его миропонимание и жизненные реалии. Эти же причины могут стать ключом разумного устранения стрессогенных факторов.

Для одного достаточно обнаружить у себя «признаки страшной болезни», чтобы впасть в депрессию, а другой стойко будет бороться с настоящим смертельным недугом, не впадая в психологическую яму, преодолевая все признаки дистресса.

Причины, наиболее часто вызывающие дистресс:

  • потеря близкого человека, члена семьи;
  • семейные неурядицы, измена партнера;
  • тяжелая болезнь;
  • суд, лишение свободы;
  • недееспособность в случае травм и других недугов;
  • яркие перемены в жизни, например, свадебный переполох, изменение статуса;
  • долгие поиски работы, отстранение от должности, крах бизнеса;
  • безденежье;
  • постоянное нахождение рядом с больным человеком, требующим ухода;
  • ожидание ребенка, его рождение;
  • сексуальные проблемы;
  • смена места жительства, учебы, работы;
  • первые шаги в новой сфере;
  • нарушение сна, новый режим дня или график работы, переход на новое питание;
  • резкий отказ от устоявшихся привычек, в том числе, от вредных;
  • смена привычных жизненных реалий;
  • неудовлетворенность в чем-либо;
  • потеря привычного окружения, бешеный ритм жизни или вынужденное бездействие;
  • неудовольствие собой и окружением;
  • потеря интереса к жизни.

Выделяют несколько видов дистресса:

  1. Дистресс эмоционального и психологического характера проявляется как реакция человека на происходящее вокруг. На его возникновение влияют накапливающиеся проблемы, эмоциональный фон, происходящие в социуме события, на которые вынужден реагировать индивид. Как следствие, при таком виде стресса, у человека ухудшаются отношения с окружением.
  2. Дистресс физиологического характера обусловлен влиянием негативных условий, в которых оказывается индивид. Еще одной причиной является неудовлетворенность потребностей: одиночество, когда человек не чувствует защиту и любовь, недоедание, нехватка воды или других жизненно важных факторов. При таком виде дистресса страдает весь организм, он не может нормально спать, проявляются нарушения в работе органов. Справиться физиологическим дистресcом самостоятельно вряд ли получится, даже если устранить первопричину возникновения недуга. Предположим, человек наладил свое питание, диеты и отказ от еды – это все в прошлом, но организм не может перестроиться сиюминутно, его лихорадит, дистресс просто так не отступит, без специальной помощи уже не справиться.
  3. Дистресс хронического характера воспринимается как что-то обыденное. Что бы ни происходило вокруг, человек это принимает как норму, он живет в постоянной стрессовой ситуации, пока не происходит нервный срыв. Личность может впасть в глубокую депрессию, возможен даже суицид.

Все три вида дистресса выхолащивают организм, они опасны, а для устранения симптомов необходимо вмешательство специалистов.

Признаки дистресса

Дистресс расшатывает эмоциональный фон личности, вызывает массу чувственных переживаний, которые весьма различны:

  1. В начале у человека появляется тревога, он становится беспокойным, его накрывает чувство страха. Все эти эмоции бывают связаны с причиной появления дистресса.
  2. Далее идет отрицание проявляющихся эмоций, первопричины страха. Человек отвергает все мысли о своей проблеме.
  3. Человек начинает понимать, что у него серьезная проблема, он признает это. На этой же стадии происходит осознание, что он бессилен бороться самостоятельно. У него эмоциональное истощение, с которым поможет справиться специалист.

Признаки, указывающие на появление дистресса:

  • быстрая утомляемость;
  • вспыльчивость;
  • агрессивность;
  • ненормальная реакция: слезливость, панический смех;
  • безразличие;
  • отказ от еды;
  • новые увлечения;
  • равнодушие;
  • потеря интереса к окружению и к себе;
  • суетность;
  • тревожность;
  • нервные телодвижения;
  • внезапная забывчивость;
  • нарушения физического характера: различные боли, повышенное потоотделение, тремор, дурнота, рвота и похожие проявления;
  • нарушения речи;
  • путаница в мыслях;
  • апатия и снижение полового влечения.

Неправильный подход к проблеме ведет к таким тяжелым психологическим проблемам, как депрессии, неврозы, тревожные расстройства, психозы.

Неверная тактика поведения при проявлении дистресса:

  • Паника, мешающая трезво взглянуть на ситуацию со стороны, при которой отключается логика и человек перестает верить в свои силы.

  • Агрессивное поведение, разрушительная активность, направленная на себя. Поведение, вызывающее конфликтные ситуации, беспричинный гнев.

  • Разные дикие проявления, несвойственные здоровому человеку.

  • Зависимость от чего-либо.

  • Постоянная концентрация внимания на причине возникновения дистресса, которая не дает осмыслить пути решения проблемы.

Самая правильная тактика при дистрессе – уход от условий, при которых он проявился, или их изменение в положительную сторону, при которых ситуация может поменяться.

Чаще всего дистресс поражает, когда человек сталкивается с конфликтными ситуациями, когда не может себя как-то проявить или не удовлетворен своей жизнью: есть потребности, но нет возможности их реализовать. Самое главное, найти причины возникновения дистресса, разложить их и понять, можно ли их преодолеть или изменить ситуацию, при которых они проявились, разобраться, что в этой ситуации зависит от самого человека, а что – находится вне зоны его ответственности. Вы можете изменить только то, на что вы имеете влияние. Стараться изменить то, что от вас не зависит, бессмысленно.

На что важно обратить внимание при профилактике дистресса?

  • Эмоции и методы релаксации. Эмоционально-волевая сфера оказывает значительное влияние на уровень нашей продуктивности в работе, помогает преодолевать негативное воздействие окружающей среды. Важно осознавать свои подлинные чувства и эмоции; распознавать их и выражать их с позиции проактивности, а не реактивности. Не секрет, что в течение дня у нас многие моменты могут вызвать раздражение, злость, гнев, недоумение. Как психологически грамотно вести себя в таких ситуациях, как научиться не подавлять эмоции и притворяться, что у вас «всё отлично», а управлять своим настроением? Ответы на эти вопросы можно найти в практических упражнениях, предложенных в данном пособии.
  • Ценности. Очень часто бывает так, что мы ставим перед собой ложные цели, цели, которые не соответствуют нашим подлинным ценностям и желаниям. Мы тратим много сил и энергии на то, чтобы достичь успеха в том, что на самом деле нам не нужно. Возможно, это были даже не наши собственные цели, а нам их просто навязали, за нас решили, кем мы должны стать и как стоит нам жить. Осознание своего жизненного пути, своего истинного предназначения, своего места в профессии, перспектив развития — очень важная составляющая процесса самореализации.
  • Творчество. В каждом из нас есть творческое начало, есть таланты, о которых мы, порой, не догадываемся. Мы говорим о творчестве как желании человека преобразовывать жизнь, как о созидательной способности, направленной на развитие и поиск нового. Одна из моих клиенток была удивлена, что оказывается у нее есть талант находить разумный компромисс в сложных переговорах. Она считала, что это качество вряд ли можно считать чем-то выдающимся. Да, возможно, в этом нет ничего особенного, но когда человек знает свои таланты, свои сильные стороны, он может опираться на них, он может применять и развивать свои таланты, творчески преображая себя и мир вокруг себя. Автор известной в бизнес-образовании книги «Семь навыков высокоэффективных людей» С.Кови, говоря о секретах успешности, отмечает, что высокоэффективных людей отличает способность максимально использовать свой потенциал. Как известно, левое полушарие в основном отвечает за логически-вербальную деятельность, а правое — за интуитивно-творческую. Левое оперирует словами, правое — образами. Апеллируя к образам, метафорам, мы развиваем свою интуицию, учимся в сложных ситуациях находить нестандартные решения, мыслить креативно. Обращаясь к своим внутренним ресурсам, мы яснее осознаем свои цели, становимся увереннее и сильнее. А самое главное — мы не только представляем, какими мы хотели бы стать, но совершаем реальные шаги для осуществления своих планов.

Однако бывает так, что мы в своей жизни, в своем профессиональном пути делаем не то, что соответствует нам. Это несоответствие блокирует нашу активность, приводит к демотивации, а иногда к эмоциональному выгоранию и депрессии.

Пример из практики психолога.

В моей практике был такой случай: ко мне как к коучу обратилась сотрудница фармацевтической компании Светлана. Опытный специалист, знающий свое дело, в компании работает больше пяти лет, в коллективе ее ценят и уважают. Светлану недавно назначили начальником отдела, до этого опыта руководящей работы у нее не было. Отдел небольшой — всего восемь человек — но, тем не менее, для нее это новый вид деятельности. Она хороший специалист, но не управленец, — считает Светлана.

Самое сложное для нее на данном этапе, понять, как руководить своими бывшими коллегами, как правильно позиционировать себя. «Если я раньше ходила на работу с удовольствием, я понимала круг своих обязанностей и знала, как общаться с коллегами, то теперь для меня каждый новый рабочий день проходит как тяжелое испытание, вечером придя домой, ощущение такое, что я вагоны разгружала», — говорила она. Казалось бы, новая должность, карьерный рост, повышение зарплаты должны были вдохновить и мотивировать сотрудницу, однако вместо повышения работоспособности и активности получился обратный эффект.

Занятия стресс-менеджментом помогли Светлане по-новому взглянуть на свои профессиональные и личностные компетенции и дали возможность развивать такие важные качества, необходимые в деятельности руководителя, как гибкость, спонтанность и открытость новому опыту. До сих пор она привыкла действовать по определенным шаблонам и искала того человека, кто даст ей четкие инструкции, как действовать в различных ситуациях. В процессе психологической работы мы обретаем внутреннее равновесие, создающий баланс рационального и интуитивного видения различных ситуаций.

Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали». Инструменты стресс-менеджмента расширяют наше представление о наших возможностях, меняют ракурс рассмотрения многих жизненных ситуаций и подсказывают новые решения.

Наша повседневная жизнь строится на взаимодействии и общении: мы общаемся со своими близкими, друзьями, мы общаемся по дороге на работу и на работе с коллегами, подчиненными, начальством, мы участвуем в переговорах. Порой именно общение может стать причиной стресса.

  • Как сделать свое общение более эффективным?
  • Как распознать, что на тебя воздействуют другие люди?
  • Почему одних мы слушаем с удовольствием, а общение с другими — в тягость?
  • Что нас раздражает в общении, и что нас делает хорошим и интересным собеседником?
  • Как вести себя в конфликтной ситуации?
  • Как научиться отстаивать свои личные границы?

Подобные вопросы волнуют многих из нас. Действительно, каждый человек задается вопросом, как сделать свою жизнь более содержательной и насыщенной, каким образом добиться того, чтобы наши планы и поставленные цели соответствовали нашим жизненным установкам, где черпать силы, чтобы достичь желаемого? И самое главное: то, чего хочу я, это действительно мое желание, или это навязано мне извне.

Применение различных приемов стресс-менеджмента позволяют собеседникам, сотрудникам найти общий язык, нужную интонацию в диалоге, чтобы эффективнее донести информацию, чтобы быть убедительным и получать удовольствие от общения. Эти методы делают коммуникационный процесс более гибким, творческим и увлекательным. Психологические техники и приемы помогают нам в сложных ситуациях выбора принимать решения, прежде всего опираясь на свои силы, ценности и собственные представления об успешности. Стресс-менеджмент направлен на самоанализ и поиск источника внутренней силы. Есть люди, которые считают, что источник этой силы находится во внешнем мире. Поэтому они ищут способы восполнить дефицит энергии и активность и, используя других людей или новые обстоятельства.

На тренингах по стресс-менеджменту мы учимся опираться на себя: ведь всё, что необходимо человеку есть в нем самом.

Приемы стресс-менеджмента включают следующие компоненты:

  • Позитивное мышление;
  • Умение выделять приоритеты;
  • Обращение к сильным сторонам личности;
  • Развитие ответственности за свое эмоциональное состояние.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС