ЭТО ИНТЕРЕСНО

Развиваем эмоциональный интеллект

15 апреля 2018  

Эмоции — это наша реакция на происходящие события, на поведение и отношение других людей. Эмоции зависят от нашего восприятия, от мировоззрения и самооценки. Иногда бывает так, что наши эмоциональные реакции бывают неадекватными: мы болезненно реагируем на незначительные мелочи, и, наоборот, не замечаем того, что для других очевидно. Почему это происходит? Какие внутренние «фильтры» требуют правильной настройки, чтобы пропускать неважные, незначимые явления, и обращать внимание на существенные вещи, например, на то, в каком состоянии находится наш партнер по переговорам?

В какой-то степени это связано с особенностями нашей культуры: у нас акцент в развитии ребенка делается на рациональную сферу, на логику, на когнитивный интеллект. В большей степени именно когнитивные способности оцениваются в школе. При воспитании ребенка взрослые не уделяют должного внимания развитию эмоций, развитию способности распознавать свои эмоции, понимать чувства другого человека, умению управлять своими эмоциями. Именно эти составляющие эмоционального интеллекта во многом влияют на нашу успешность. Эмоциональный интеллект состоит из четырех компонентов:

  • Умение распознавать свои эмоции, осознавать их
  • Умение управлять своим эмоциональным состоянием независимо от внешних факторов
  • Способность распознавать эмоции других и умение проявлять сочувствие, эмпатию
  • Способность влиять на настроение других людей, оказывать на них позитивное воздействие

Данные умения и способности помогают легко налаживать контакт в новыми людьми, находить с ними общий язык, развивают коммуникативные навыки, способствуют достижению поставленных целей как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом обладают обаянием, с ними приятно общаться, они умеют поддержать и быть на одной волне с собеседником.

Существуют много приемов и практик развития эмоционального интеллекта, одним из эффективных способов является арт-терапия. Арт-терапия помогает человеку самому создавать свое настроение, свой внутренний мир, свое отношение к происходящему, то есть изменять способы своего эмоционального реагирования. 

Упражнение «Трансформация образов»

  1. Отметьте, какое эмоциональное состояние вы хотите проработать в данном упражнении (Например, раздражение, волнение, скука, страх, обида и т.д.)
  2. Представьте, на что похожа ваша эмоция. Например, мое раздражение  похоже на большую черную кляксу.
  3. Нарисуйте этот образ или вылепите из пластилина.
  4. Посмотрите на то, что у вас получилось, и ответьте на следующие вопросы:
  • Что я теперь чувствую, глядя на этот образ?
  • Что я хочу сделать с ним?
  • Как я могу изменить этот образ? (Например, что-то дорисовать, добавить или убрать)
  • На что это теперь похоже? Какую эмоцию отражает?
  • Каким образом измененный образ я могу перенести с свою реальную жизнь? Например, я могу трансформировать раздражение в интерес. Теперь вместо привычного «он меня раздражает» можно подумать «интересно, что он еще придумает».

Важно в данном случае помнить, что деление на положительные и отрицательные эмоции достаточно условно, не бывает плохих эмоций, любая эмоциональная реакция имеет право на существование. Главное — не подавлять свои эмоции, а научиться их осознавать и управлять ими. Такие упражнения помогают трансформировать эмоции, переводить их в конструктивное русло, тем самым снимать внутренний конфликт.