"Я" - идеальное "Я" - реальное: как найти гармонию
"Я" - идеальное "Я" - реальное: как найти гармонию
"Я" - идеальное "Я" - реальное: как найти гармонию
09 июля 2019  

                                                                                               "Вам не нужно (да фактически вы и не можете) учить желудь, как ему вырасти в дуб" Карен Хорни

Как часто мы слышим, что надо быть собой, опираться на себя, любить себя, реализовать себя и т.д. и т.п. В своей практике я убеждаюсь, что самое сложное для многих - как раз разобраться в себе, в том,  как найти свое подлинное "Я", где и как мы его потеряли, если нужно его найти?

В психологии этот процесс - процесс обретения себя, стремления человека к наиболее полному выявлению, развитию своих способностей и возможностей  - называется самоактуализацией.  А. Маслоу считал, что именно стремление к самоактуализации является основной движущей силой развития личности. Актуальное собственное "Я" - это тот человек, которым мы являемся, это стремление максимальное раскрыть свой потенциал, проявить свои способности. В каждом из нас есть сила и слабость, уверенность и неуверенность, зависимость и независимость. Самоактуализация основывается на понимании себя, на чувстве самоидентичности.

Карен Хорни - психолог, представитель неофрейдизма, основоположник социокультурной теории личности, - выделяет 4 уровня существования личности:

  • Реальное (возможное) "Я" - это набор биологических предпосылок, задатков, особенностей характера, которые могут быть актуализированы только во взаимодействии с окружением
  • Идеальное (невозможное) "Я" - при неблагоприятных условиях, когда в процессе развития ребенка отвергается его подлинная природа, темперамент, характер, особенности, разрастается идеальный образ, нереально грандиозный, не соответствующий, но привлекательный. По мнению Карен Хорни, этот образ "Я" порождает не только погоню за славой, признанием, но и гордыню. Гордыня заставляет нас предъявлять невротические требования миру и окружающим. Карен Хорни это называет "тиранией "Надо", эти "надо" - продукт идеального образа и потребности в совершенстве. Идеальное "Я" - это желание оправдать ожидания других
  • Презренное "Я" - это та часть нашей личности, которую мы сами начинаем отвергать, не принимаем, поскольку окружение не поддерживает в нас Реальное и Актуальное "Я"
  • Актуальное "Я" - это то, кем мы являемся на данный момент

Пытаясь справиться с чувством "меня никто не любит", с ощущениями своей незащищенности, ненужности, порождающими базальную тревогу, человек может принять решение о смирении или соглашательстве (стремление оправдывать чужие ожидания, быть хорошим). Такую стратегию Карен Хорни называет движение к людям. Другая стратегия - против людей, которая проявляется в агрессивности и экспансивности. И, наконец, есть еще вариант - это уход от людей, т.е. стратегия отчуждения. При всех этих стратегиях человек, как ни странно, основывается на своем Презренном "Я". И опираясь на эти негативные представления о себе, формирует ложный образ Идеального "Я". Хотя, казалось бы, было бы проще опираться на Реальное "Я", на те качества, которыми мы обладаем, кем мы можем быть, и раскрыть свой потенциал.

Что мешает гармоничному развитию личности? 

  • отвержение - когда невроз родителей мешает им любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть. При этом родители по-своему заботятся о ребенку, стараются "причинить ему добро"
  • отсутствие условий для оптимального развития наших способностей - взрослые не учитывают природные задатки ребенка, и, к сожалению, навязывают свои предпочтения, например, в выборе спортивной секции, школы, увлечений и т.д.
  • страх одиночества, чувство незащищенности - взрослые не дают достаточной поддержки и внимания, обесценивают проблемы ребенка

Иными словами, во взрослой жизни многим проще опираться на свое Презренное или Идеальное "Я", если в детстве они чувствовали себя незащищенными, ненужными, нелюбимыми, что породило базальную тревогу.

Что может изменить взрослый человек, чтобы преодолеть базальную тревогу?

  • Определить свои характерологические и личностные особенности. Можно использовать прием, который я в таких случаях предлагаю своим клиентам - сочините историю о себе, можно в жанре сказки. Начинаться она может со слов: "Жила-была девочка..." "Жил-был мальчик..." А дальше опишите, каким он был в детстве, что любил, что ему нравилось делать, что у него получалось лучше всего и т.д.
  • Что вы можете сделать сейчас, чтобы развить эти качества
  • Какие слова одобрения и принятия вы можете сказать в свой адрес
  • Сформулируйте свои преимущества и актуализируйте те качества, которые вы можете включить в список Реального "Я"
  • Сила личности - это его Реальное "Я", которое стремится к развитию

Карен Хорни пишет: "... Всё это в свое время поможет человеку обрести свою систему ценностей и жизненных целей...он будет расти по направлению к самореализации, то есть к реализации самого себя, не отклоняясь существенно от этого направления. И поэтому я говорю о реальной самости, о Реальном Собственном "Я" как о центральной внутренней силе, общей всем людям и всё же неповторимой и уникальной. Сила Реального Собственного "Я" и есть глубинный источник роста" - К.Хорни "Невроз и личностный рост"

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС