Самоактуализация и психологическая зрелость личности
Самоактуализация и психологическая зрелость личности
Самоактуализация и психологическая зрелость личности
23 июня 2022  
  • Как раскрыть свой потенциал?

  • Каково мое призвание и предназначение?

  • С помощью каких инструментов можно актуализировать внутренние силы, научиться опираться на себя?

  • Как отстаивать свои личные границы и быть уверенным в себе?

  • В чем уникальность моей личности?

  • Как позволить себе роскошь быть собой, и не стараться подстраиваться под чужие стандарты?

  • На чем основывать свой выбор в проблемных ситуациях?

  • Как мотивироваться себя и различать, чего хочу я, и чего хотят от меня другие?

Поиск ответов на эти и многие другие вопросы является предметом обсуждения вкабинете психолога и способствует процессу самоактуализации.

В популярной психологии термин «самоактуализация» чаще всего ассоциируется с пирамидой А. Маслоу. Не менее значимой проблема самоактуализации личности является и для отечественных психологов. Такие понятия, как направленность личности, психологическая зрелость, активность, самоосуществление личности во многом близки к термину «самоактуализация».

В своей теории В.Н. Мясищев показал, что личность, являясь субъектом деятельности, выстраивает систему отношений с различными сторонами объективной реальности, с другими людьми и прежде всего с самим собой. Эта система отношений определяется всей историей развития личности, и именно эта система выражает опыт личности и определяет его действия и переживания.

Отношение к миру и к себе — активный процесс. Важнейшими видами отношений В.Н. Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения, интересы, убеждения, оценки. Все эти виды отношений подчиняются доминирующему отношению, определяющему жизненный путь человека, — направленности. По мнению В.Н. Мясищева, высшая степень развития личности и ее отношений достигается благодаря развитию сознательного выстраивания отношения к окружающему миру и к себе.

Другие авторы (Ананьев Б.Г., Платонов) также связывают понимание самоактуализации с развитием самосознания, достижениями личности как активного субъекта деятельности. Большую роль в этом процессе играет формирование жизненной стратегии (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И.), свободный выбор и «надситуативная активность» (Асмолов А.Г., Петровский В.А.), ответственность, нравственность и вера (Братусь Б.М.).

С точки зрения Д.А.Леонтьева, важнейшим этапом развития личности является самодетерминация, независимость от внешних побуждений. Именно автономный путь развития, осознанный, ответственный и активный ведет к полноценному человеческому существованию, раскрытию его способностей и актуализации личностного потенциала.

Понятие личностного смысла, выделенное А.Н.Леонтьевым и П.Я. Гальпериным, также является важным в понимании развития личности. Личностный смысл задает вектор развития индивидуальности и соотносится со смыслообразующми ценностями и мотивами. Специфической чертой подлинных смыслообразующих ценностей и мотивов, по А.Н.Леонтьеву, является то, что они нанизаны на стержень ведущего смыслообразующего мотива, ведущей линии жизни. Именно в ситуациях свободного выбора, проявляется индивидуальность личности.

А.Г. Асмолов указывает, что мотивы человека, совершающего личностный выбор, отличаются от мотивов, возникающих при особом феномене — феномене «игры в личность». Иногда эту игру принимают за подлинность, легкость в выборе — за решительность, категоричность — за убежденность. В этом контексте важно обратить внимание на близкие термины: самореализация, самовыражение, самоопределение и самоутверждение. Все эти понятия в какой-то степени в чем-то схожи, на первый взгляд, с понятием самоактуализации. Говоря о феномене «игры в личность», можно отметить, что это скорее проявление самоутверждения. Однако самоутверждение принципиально отличается от самоактуализации, так как имеет совершенно иную мотивационную основу. При самоутверждении для человека важно получить признание со стороны окружающих, поэтому для него необходимо соответствовать ожиданиям других. В то время как самоопределение выступает не просто как выявление некоторых внутренних свойств, а как сознательно вырабатываемое отношение к миру. Согласно С.Л.Рубинштейну, такое отношение связано с развитием рефлексии.

М.Р. Гинзбург в своих исследованиях делает акцент на личностном самоопределении, которое имеет ценностно-смысловую природу и ориентировано в будущее. Автор рассматривает личностное самоопределение в единстве трех временных сторон: психологическое прошлое (прошлый опыт); психологическое настоящее (саморазвитие, самопознание, самореализация) и психологическое будущее — обеспечение смысловой и временной перспективы. Таким образом, М.Р. Гинзбург понимает личностное самоопределение как определение себя в обществе относительно социокультурных ценностей и тем самым — определение своего существования.

Самореализация рассматривается как процесс, связанный с предметно-практической деятельностью субъекта. В.И.Муляр трактует самореализацию как индивидуальный процесс раскрытия сущностных сил личности, основанный на адекватном самопознании и самооценке. По мнению автора, самореализация возможна тогда, когда человек способен к самостоятельному контролю своей жизни, к творческому раскрытию своих собственных возможностей.

Самовыражение в отличие от самоактуализации представляет собой активность субъекта, направленную на самореализацию. С точки зрения Д.А.Леонтьева, самовыражение выступает «эпифеноменом» самоактуализации и проявляется в том случае, когда потребность в трансляции себя недостаточно подкрепляется соответствующей способностью.

Таким образом, мы видим, что схожие термины имеют различную смысловую нагрузку. Самоактуализация как явление, безусловно, связывается с понятием личностного роста и широко применяется в акмеологии.

Акмеология подчеркивает направленность человека на достижение акме, отражающую высочайший уровень творческого развития, проявлением психологической зрелости.

Самоактуализация как явление, безусловно, связывается с понятием личностного роста и широко применяется в акмеологии. Акмеология подчеркивает направленность человека на достижение акме, отражающую высочайший уровень творческого развития, проявлением психологической зрелости.

Анализируя проблему личностного роста, С.Л.Братченко полагает, что важнейшими характеристиками зрелой личности являются интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Автор указывает, что эти характеристики не даны изначально, а скорее заданы, и степень их проявления зависит во многом от внешних факторов. Рассматривая личностный рост как обретение себя и своего жизненного пути, актуализация и развитие личностных атрибутов, Братченко С.Л. отмечает, что принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми, то есть полноценный личностный рост возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью.

Выделяя критерии личностного роста, можно отметить:

  • принятие себя, доверие к себе
  • открытость внутреннему опыту переживаний
  • понимание себя, представляющее собой точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии; способность увидеть и услышать свое подлинное «Я» сквозь наслоение масок, ролей и защит, адекватная и гибкая «Я»-концепция, ассимилирующая новый опыт, сближение «Я» -реального и «Я» -идеального;
  • ответственная свобода, означающая внутренний локус контроля и независимость от внешних оценок
  • целостность и конгруэнтность как необходимые условия для эффективной регуляции жизни человека
  • динамичность как внутриличностное единство и согласованность, находящаяся в постоянном, непрерывном процессе изменений

К интерперсональным критериям можно отнести:

  • принятие других, уважение их своеобразия, признание их безусловной ценности;
  • понимание других без предубеждений и стереотипов, способность к сопереживанию;
  • социализированность, стремление человека к установлению конструктивных взаимоотношений, способность грамотно разрешать межличностные противоречия и жить с другими в максимально возможной гармонии;
  • творческая адаптивность, то есть готовность открыто и смело встречать жизненные проблемы и способность справляться с ними.

В отечественной психологии понятие самоактуализации близко к понятию зрелой личности. Л. И. Божович отмечает, что психологически зрелой личностью является человек, достигший высокого уровня психического развития, и одним из важнейших критериев личностной зрелости является способность вести себя независимо от воздейстующих обстоятельств (иногда даже вопреки им), опираясь при этом на собственные убеждения и цели.

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает для психологически зрелой личности характерно быть субъектом жизнедеятельности, которая выражается в способности реализовать себя в достойном деле, готовности чем-то пожертвовать, ради решения тех задач, которые ставит перед человеком жизнь.

П.М. Якобсон выделяет следующие психологические черты зрелой личности:

  • проявление творческого начала в различных сферах жизни;
  • тонкая восприимчивость к широкому кругу явлений;
  • интеллектуальная активность;
  • эмоциональная открытость;
  • мобильность способностей, то есть умение реализовать свой потенциал;
  • рефлексия, направленная на нравственное самосовершенствование, интеллектуальный рост, эстетическое развитие.

Итак, в феномене самоактуализации отечественными и зарубежными психологами акцент делается на процессуальный аспект, движение личности, направленное на самопреобразование и преобразования мира вокруг. Несомненно, этот процесс определяется выборами, которые человек постоянно осуществляет в своей жизни.

На чем основываются эти выборы, что является важным в иерархии мотивов в современном обществе, когда традиционные и привычные ценности, претерпевают существенные изменения? Именно эти вопросы чаще всего обсуждаются с клиентами в ходе психологических консультаций.

Самоактуализация и психологическая зрелость личности
Самоактуализация и психологическая зрелость личности
Самоактуализация и психологическая зрелость личности
23 июня 2022  
  • Как раскрыть свой потенциал?

  • Каково мое призвание и предназначение?

  • С помощью каких инструментов можно актуализировать внутренние силы, научиться опираться на себя?

  • Как отстаивать свои личные границы и быть уверенным в себе?

  • В чем уникальность моей личности?

  • Как позволить себе роскошь быть собой, и не стараться подстраиваться под чужие стандарты?

  • На чем основывать свой выбор в проблемных ситуациях?

  • Как мотивироваться себя и различать, чего хочу я, и чего хотят от меня другие?

Поиск ответов на эти и многие другие вопросы является предметом обсуждения вкабинете психолога и способствует процессу самоактуализации.

В популярной психологии термин «самоактуализация» чаще всего ассоциируется с пирамидой А. Маслоу. Не менее значимой проблема самоактуализации личности является и для отечественных психологов. Такие понятия, как направленность личности, психологическая зрелость, активность, самоосуществление личности во многом близки к термину «самоактуализация».

В своей теории В.Н. Мясищев показал, что личность, являясь субъектом деятельности, выстраивает систему отношений с различными сторонами объективной реальности, с другими людьми и прежде всего с самим собой. Эта система отношений определяется всей историей развития личности, и именно эта система выражает опыт личности и определяет его действия и переживания.

Отношение к миру и к себе — активный процесс. Важнейшими видами отношений В.Н. Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения, интересы, убеждения, оценки. Все эти виды отношений подчиняются доминирующему отношению, определяющему жизненный путь человека, — направленности. По мнению В.Н. Мясищева, высшая степень развития личности и ее отношений достигается благодаря развитию сознательного выстраивания отношения к окружающему миру и к себе.

Другие авторы (Ананьев Б.Г., Платонов) также связывают понимание самоактуализации с развитием самосознания, достижениями личности как активного субъекта деятельности. Большую роль в этом процессе играет формирование жизненной стратегии (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И.), свободный выбор и «надситуативная активность» (Асмолов А.Г., Петровский В.А.), ответственность, нравственность и вера (Братусь Б.М.).

С точки зрения Д.А.Леонтьева, важнейшим этапом развития личности является самодетерминация, независимость от внешних побуждений. Именно автономный путь развития, осознанный, ответственный и активный ведет к полноценному человеческому существованию, раскрытию его способностей и актуализации личностного потенциала.

Понятие личностного смысла, выделенное А.Н.Леонтьевым и П.Я. Гальпериным, также является важным в понимании развития личности. Личностный смысл задает вектор развития индивидуальности и соотносится со смыслообразующми ценностями и мотивами. Специфической чертой подлинных смыслообразующих ценностей и мотивов, по А.Н.Леонтьеву, является то, что они нанизаны на стержень ведущего смыслообразующего мотива, ведущей линии жизни. Именно в ситуациях свободного выбора, проявляется индивидуальность личности.

А.Г. Асмолов указывает, что мотивы человека, совершающего личностный выбор, отличаются от мотивов, возникающих при особом феномене — феномене «игры в личность». Иногда эту игру принимают за подлинность, легкость в выборе — за решительность, категоричность — за убежденность. В этом контексте важно обратить внимание на близкие термины: самореализация, самовыражение, самоопределение и самоутверждение. Все эти понятия в какой-то степени в чем-то схожи, на первый взгляд, с понятием самоактуализации. Говоря о феномене «игры в личность», можно отметить, что это скорее проявление самоутверждения. Однако самоутверждение принципиально отличается от самоактуализации, так как имеет совершенно иную мотивационную основу. При самоутверждении для человека важно получить признание со стороны окружающих, поэтому для него необходимо соответствовать ожиданиям других. В то время как самоопределение выступает не просто как выявление некоторых внутренних свойств, а как сознательно вырабатываемое отношение к миру. Согласно С.Л.Рубинштейну, такое отношение связано с развитием рефлексии.

М.Р. Гинзбург в своих исследованиях делает акцент на личностном самоопределении, которое имеет ценностно-смысловую природу и ориентировано в будущее. Автор рассматривает личностное самоопределение в единстве трех временных сторон: психологическое прошлое (прошлый опыт); психологическое настоящее (саморазвитие, самопознание, самореализация) и психологическое будущее — обеспечение смысловой и временной перспективы. Таким образом, М.Р. Гинзбург понимает личностное самоопределение как определение себя в обществе относительно социокультурных ценностей и тем самым — определение своего существования.

Самореализация рассматривается как процесс, связанный с предметно-практической деятельностью субъекта. В.И.Муляр трактует самореализацию как индивидуальный процесс раскрытия сущностных сил личности, основанный на адекватном самопознании и самооценке. По мнению автора, самореализация возможна тогда, когда человек способен к самостоятельному контролю своей жизни, к творческому раскрытию своих собственных возможностей.

Самовыражение в отличие от самоактуализации представляет собой активность субъекта, направленную на самореализацию. С точки зрения Д.А.Леонтьева, самовыражение выступает «эпифеноменом» самоактуализации и проявляется в том случае, когда потребность в трансляции себя недостаточно подкрепляется соответствующей способностью.

Таким образом, мы видим, что схожие термины имеют различную смысловую нагрузку. Самоактуализация как явление, безусловно, связывается с понятием личностного роста и широко применяется в акмеологии.

Акмеология подчеркивает направленность человека на достижение акме, отражающую высочайший уровень творческого развития, проявлением психологической зрелости.

Самоактуализация как явление, безусловно, связывается с понятием личностного роста и широко применяется в акмеологии. Акмеология подчеркивает направленность человека на достижение акме, отражающую высочайший уровень творческого развития, проявлением психологической зрелости.

Анализируя проблему личностного роста, С.Л.Братченко полагает, что важнейшими характеристиками зрелой личности являются интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Автор указывает, что эти характеристики не даны изначально, а скорее заданы, и степень их проявления зависит во многом от внешних факторов. Рассматривая личностный рост как обретение себя и своего жизненного пути, актуализация и развитие личностных атрибутов, Братченко С.Л. отмечает, что принципиально важным для человека является также признание и уважение его внутреннего мира другими людьми, то есть полноценный личностный рост возможен только в том случае, если интраперсональность не будет подавляться интерперсональностью.

Выделяя критерии личностного роста, можно отметить:

  • принятие себя, доверие к себе
  • открытость внутреннему опыту переживаний
  • понимание себя, представляющее собой точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии; способность увидеть и услышать свое подлинное «Я» сквозь наслоение масок, ролей и защит, адекватная и гибкая «Я»-концепция, ассимилирующая новый опыт, сближение «Я» -реального и «Я» -идеального;
  • ответственная свобода, означающая внутренний локус контроля и независимость от внешних оценок
  • целостность и конгруэнтность как необходимые условия для эффективной регуляции жизни человека
  • динамичность как внутриличностное единство и согласованность, находящаяся в постоянном, непрерывном процессе изменений

К интерперсональным критериям можно отнести:

  • принятие других, уважение их своеобразия, признание их безусловной ценности;
  • понимание других без предубеждений и стереотипов, способность к сопереживанию;
  • социализированность, стремление человека к установлению конструктивных взаимоотношений, способность грамотно разрешать межличностные противоречия и жить с другими в максимально возможной гармонии;
  • творческая адаптивность, то есть готовность открыто и смело встречать жизненные проблемы и способность справляться с ними.

В отечественной психологии понятие самоактуализации близко к понятию зрелой личности. Л. И. Божович отмечает, что психологически зрелой личностью является человек, достигший высокого уровня психического развития, и одним из важнейших критериев личностной зрелости является способность вести себя независимо от воздейстующих обстоятельств (иногда даже вопреки им), опираясь при этом на собственные убеждения и цели.

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает для психологически зрелой личности характерно быть субъектом жизнедеятельности, которая выражается в способности реализовать себя в достойном деле, готовности чем-то пожертвовать, ради решения тех задач, которые ставит перед человеком жизнь.

П.М. Якобсон выделяет следующие психологические черты зрелой личности:

  • проявление творческого начала в различных сферах жизни;
  • тонкая восприимчивость к широкому кругу явлений;
  • интеллектуальная активность;
  • эмоциональная открытость;
  • мобильность способностей, то есть умение реализовать свой потенциал;
  • рефлексия, направленная на нравственное самосовершенствование, интеллектуальный рост, эстетическое развитие.

Итак, в феномене самоактуализации отечественными и зарубежными психологами акцент делается на процессуальный аспект, движение личности, направленное на самопреобразование и преобразования мира вокруг. Несомненно, этот процесс определяется выборами, которые человек постоянно осуществляет в своей жизни.

На чем основываются эти выборы, что является важным в иерархии мотивов в современном обществе, когда традиционные и привычные ценности, претерпевают существенные изменения? Именно эти вопросы чаще всего обсуждаются с клиентами в ходе психологических консультаций.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС