Специфика песочной терапии, ее роль в практике психолога
Специфика песочной терапии, ее роль в практике психолога
Специфика песочной терапии, ее роль в практике психолога
16 апреля 2017  

Песочная терапия... Какие ассоциации может вызывать это словосочетание? Детство, песочница, куличи, берег моря или озера, замки из песка, отдых, игра, беззаботность, радость, интерес, возможность изменений. Пожалуй, именно желание и готовность изменить свою жизнь приводит человека к психологу. Песочница для многих из нас — это некая модель мира, мы можем создавать свои миры из песка, что будет являться отражением нашего образа-Я и стремления к преобразованиям. Наша память хранит воспоминания об играх с песком, это то, что объединяет нас всех: и детей, и взрослых, людей различных культур и национальностей. В данной книге раскрывается завеса тайны и магии песочной терапии, мы узнаем, кому и как может помочь этот метод, какова история появления метода песочной терапии, в каких случаях он наиболее эффективен, можно ли его сочетать с другими психотерапевтическими методами. Возможно, для многих важно узнать, может ли такой метод навредить, и, конечно, этот вопрос тоже будет предметом нашего обсуждения. Все рассматриваемые вопросы дают возможность при обращении к психологу чувствовать себя более уверено.

Песочная терапия — это погружение в мир детских переживаний, релаксация и экзистенциальный поиск. Благодаря песочной терапии мы можем узнать о себе чуть больше, можем проложить символическую «тропинку», которая приведет нас к пониманию и принятию себя, своей жизни.

В начале прошлого века игра с песком становится одним из вариантов игровой терапии для детей. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году разрабатывает «технику построения мира» с помощью песка, и в 1935 году она описала свой опыт применения этой техники в книге «Игра в детстве». В 40-ые годы двадцатого столетия Шарлотта Бюлер предлагает «тест мира» как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Ученица К.Г.Юнга — швейцарский психотерапевт Дора Кальфф обратила внимание на возможности использования метода М.Ловенфельд и «теста мира» Шарлотты Бюлер в рамках юнгианского анализа. В 1966 году на немецком, а в 1971 — на английском языке выходит книга Д.Кальфф «Песочная терапия» или «Sandplay». В современном варианте песочная терапия может быть частью арт-терапии, игровой терапии, психоаналитической глубинной терапии, а также являться самостоятельным методом для лечения эмоциональных расстройств личности.

Несмотря на то, что игра в песок адресует нас, скорее, к детской терапии, как мы уже могли убедиться, песочная терапия может эффективно применяться и при работе со взрослыми. Песочная терапия (или сэндплей) — это оригинальный способ общения с миром, со своим внутренним «Я», это способ разрешения внутренних психологических конфликтов и обретения целостности. Применениепесочной терапии в практике дает возможность передать свои глубинные, порой неосознаваемые переживания, на символическом уровне. Это тот случай, когда фантазии и свобода творчества приветствуются и помогают человеку раскрепоститься, выйти за рамки своих стереотипов, увидеть иные способы решения проблемных ситуаций. Очень важно отметить, что способы решения находит сам клиент (в психологии такое способ называется инсайтом, или внезапным озарением, когда человек по-новому воспринимает задачу, вдруг понимает, что он сам может сделать в сложившейся ситуации). Терапию такого рода имеет еще одно название — инсайт-ориентированная. Результатом такой внутренней работы являются:

  • снятие внутреннего напряжения,
  • осознание своего уникального образа,
  • вера в собственные силы,
  • опора на себя,
  • стремление к дальнейшему развитию и самоактуализации.

 

В песочной терапии используется стандартный деревянный поднос размером 50×70×8 см, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта подноса покрашены в голубой цвет, что символизирует цвет воды и неба. Поскольку песочная терапия — это проекция мира, это отражение внутреннего мира во внешнем, то тема природного ландшафта и представленность трех стихий — земли (песок), воды (рядом с песочницей ставится ведро воды, при желании можно сделать песок влажным) и воздуха (голубой цвет неба на бортах подноса) — являются способом перенесения визуальных образов в реальность.

Коллекция миниатюрных фигурок, как правило, включает в себя как природные материалы (ракушки, камни, шишки, ветки, перья), так и рукотворные игрушки, реальные и мифологические, — символическое воплощение архетипических образов Ребенка, Матери, Отца, Героя, Добра, Зла. Дора Кальфф — основатель этого метода — в своей работе использовала различные этнические и религиозные объекты, обеспечивающие передачу коллективного бессознательного в игре. Обязательно в наборе должны присутствовать фигурки людей, растений, животных, монстров, зданий и различных построек (мостов, переправ). Фигурки могут быть привлекательными и ужасными, различными по тактильным ощущениям — гладкими, шершавыми, мягкими, твердыми. Многообразие ощущений нам необходимо, чтобы клиент смог максимально ярко отобразить свои многогранные чувства и переживания, связанные с актуальной проблемной ситуацией, по поводу которой он обратился к психологу за помощью.

Важным аспектом развития личности является осознание и принятие своих границ. Психологическая граница — это та условная черта, где заканчивается личное пространство одного человека и начинается пространство другого. Как показывает практика, очень многие наши проблемы связаны именно со сложностями осознания и видения своих границ. Как часто бывает, когда мы убеждены, что другой обязан заботиться о нас и делать это постоянно, при этом мы не предполагаем, что такое восприятие нарушает личное пространство даже самых близких. И наоборот, бывают моменты, когда нам кажется, что мы не имеем права обратиться к кому-то с вопросом или за помощью, боясь потревожить другого человека, или не знаем, как отказать в просьбе и решительно сказать «нет». Потом страдаем от переутомления, и не довольны собой. Все эти проблемы в психотерапии называются проблемами нарушения границ. Корни этой проблемы, как и многих других, лежат в детстве, в младенчестве, когда ребенок только учится устанавливать контакт с внешним миром, куда он попал. Поэтому ограниченное пространство терапевтической песочницы дает возможность клиенту как бы вновь научиться устанавливать свои границы, почувствовать, что в разных ситуациях и разными людьми они могут быть гибкими, что он умеет держать дистанцию, там, где нужно, и может позволить кому-то сократить эту дистанцию, если он испытывает в этом необходимость. Борта песочницы, заборы и стены построек в импровизированной картине мира для клиента — очень яркая иллюстрация того, от чего он отгораживается, чего избегает, и что мешает ему быть открытым.

Как уже отмечалось, автор метода песочной терапии швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф. По ее мнению, главным принципом, положенным ею в основу психологической работы, является «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. По ее мнению, «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Иначе говоря, это некая 3D-модель наших вытесненных эмоций, неприемлемых импульсов, нашей боли и страхов тревог. Преобразовать бессознательное, скрытое от нас, в осознаваемое — главная задача психоаналитического процесса, песочная терапия помогает найти новые способы взаимодействия со своими старыми переживаниями, избирательно, осознанно и более конструктивно использовать свои внутренние силы.

Метод песочной терапии может рассматриваться одновременно и как диагностика актуального состояния, психологических защит, вытесненных эмоций и неприятных мыслей, так и способ разрешения внутренних противоречий и невротических состояний.

Невроз, в широком смысле, — это внутриличностный конфликт, нарушение баланса между внутренним и внешним. Невротические состояния являются обратимыми, если мы устраним причины этого конфликта, если мы справимся с внутренними противоречиями, сможем изменить отношение к ним, мы преодолеем невроз. Причиной невроза, как правило, являются нарушения особо значимых жизненных отношений человека, неразрешимые противоречия и стрессы. Чаще всего невротические состояния проявляются в виде чувства нервного напряжения, тревоги, страха, фобий, сниженного настроения, бессонницы, нарушенной работы многих систем организма (колебания артериального давления и пульса, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы, учащенное дыхание, нарушением кожной чувствительности, общей слабостью, быстрой утомляемостью, болями с различной локализацией (голова, грудная клетка, живот, область сердца, и т.д.), кожным зудом. Невроз может возникать и под влиянием жизненной хронической неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений в психофизической сфере при долгом стремлении к труднодостижимым жизненным целям при наличии невосполнимых потерь, и прочих психотравмирующих факторов. Мы все сталкиваемся с трудностями и, как нам кажется на первый взгляд, неразрешимыми задачами, однако способы преодоления проблемных ситуаций у всех отличаются. Во многом это зависит от тех психологических защитных механизмов, которые сформированы у нас. Понятие «психологическая защита» активно рассматривается в рамках психоаналитических теорий личности. Защитные механизмы эго охраняют человека от захлестывающей его тревоги, это действительно психологическая защита от неприятных эмоций и переживаний, она помогает нам стравляться с деструктивными импульсами и неприемлимыми чувствами. З.Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию для подавления вытесненных воспоминаний, болезненных переживаний. С его точки зрения, все защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средством самообмана, а также они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности. Надо отметить, что люди используют различные защитные механизмы для разрешения своего внутриличностного конфликта или ослабления тревоги.

Защитные механизмы на определенном этапе помогают нам справляться с проблемами, после перенесенных стрессов и психотравмирующих ситуаций защитные механизмы оберегают нас от негативного воздействия на психику. Но бывает и так, что эти механизмы перестают нести только защитную функцию, они становятся нашими внутренними барьерами, тормозящими рост личности. Защитные механизмы превращаются в символическую «клетку», в которую мы добровольно помещаем себя, чтобы уберечься от внешних воздействий. Психотерапия способствует устранению этих искусственных преград для того, чтобы ничто не мешало личностному развитию.

Песочная терапия помогает осознать свои защитные механизмы, она наглядно показывает, как мы отгораживаемся от внешнего мира, как подавляем тревогу, в чем именно проявляется искажение реальности. Для выражения внутренних защит в песочной терапии используются такие фигурки — архетипические образы как заборы, ворота, двери, калитки, границы, мосты и т.п. В процессе внутренней работы эти барьеры устраняются, двери и ворота открываются. Открываются для нового опыта, для новых свершений!

 

Как проводится песочная терапия?

Кто может проводить песочную терапию?

Песочная терапия может проводиться с людьми разного возраста, начиная с трехлетних детей. Безусловно, перед началом работы с клиентом проводится предварительная беседа, которая включает ряд вопросов. Весь процесс психотерапии можно разделить на три этапа:

  • диагностический (включает предварительное интервью, тестирование, определение и уточнение запроса клиента, а также переформулирование этого запроса на психологический язык);
  • этап выдвижения гипотезы, вариантов работы над запросом и обсуждение условий рабочего альянса с клиентом, обсуждение ответственности сторон, количества сеансов, времени проведения занятий, критериев результативности психотерапии;
  • основной этап песочной терапии (8 — 15 сеансов);
  • завершающий этап (подведение итогов, анализ результатов).

Песочную терапию как метод лечения психо-эмоциональных расстройств могут проводить клинические психологи, врачи-психотерапевты, практические психологи, прошедшие специальную подготовку и имеющие сертификацию по песочной терапии. Однако, если мы рассматриваем песочную терапию в качестве развития творческого потенциала или как элемент игровой терапии, то можно говорить о возможности применения базовых приемов песочной терапии школьными и дошкольными психологами, педагогами, воспитателями и родителями после прохождения соответствующих курсов дополнительного обучения.

 

Предварительное интервью.

Вопросы, которые интересуют психолога прежде, чем специалист встретиться с ребенком.

— Как проходили беременность и роды?

— Перенесенные заболевания

— Обращались ли до этого случая к психологам, психотерапевтам, психоневрологам? Если да, то какие были рекомендации специалистов.

— Какой ребенок по счету в семье? Если есть еще братья и сестры, то какие у них отношения?

— Каков распорядок дня у ребенка? Можно попросить описать один день, когда ребенок посещает детский сад, и один выходной день.

— Особенности сна и питания ребенка.

— Во что любит играть ребенок? Любимые игрушки, комьютерные игры, сказки, мультфильмы, фильмы.

— За что родители хвалят своего ребенка и как часто?

— За что наказывают и каким образом? Как ребенок реагирует на наказание?

— Что в большей степени тревожит ребенка?

— Как давно начались проявления агрессии со стороны ребенка? На кого или на что направлена агрессия? Каковы последствия такого поведения?

— Каким родители хотели бы видеть своего ребенка в будущем?

— Что родители готовы сделать, чтобы помочь ребенку справиться с негативными эмоциями?

Данные вопросы помогут психологу правильно подготовиться к встрече и к работе с мальчиком, а маме лучше осознать степень своей ответственности за эмоциональные проявления своего сына. Очень часто для родителей бывает открытием, что ребенок ведет себя плохо не потому, что он какой-то не такой, как им кажется, а потому, что ему плохо — больно, страшно, неприятно, непонятно. Иными словами, это его детская защитная реакция на эмоциональное отвержение со стороны родителей. (Об этом мы подробно говорили на страницах книги «Арт-терапия для детей и их родителей»). Желательно, чтобы вся семья прошла тестирование для определения стиля воспитания в семье, для понимания взаимоотношений членов семьи.

Вопросы, которые психолог задает ребенку:

— Во что ты любишь играть?

— Что тебе нравиться делать?

— Что ты не любишь больше всего?

— Какое у тебя самое главное желание?

— Если бы мог стать сразу взрослым, что бы ты сделал в первую очередь? Как ты изменил свою жизнь?

Предварительная беседа помогает, прежде всего, установить контакт с ребенком, создают атмосферу безопасности, благожелательности и доверия. Это необходимые условия для проведения успешной терапии. Мы понимаем, что для ребенка посещение психолога уже может быть стрессовым фактором, ведь он сам не собирался к специалисту, его привели и заставили общаться, отвечать на вопросы, играть во что-то непонятное. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в процессе беседы сам проявил интерес к дальнейшему общению, и это задача психолога вызвать этот интерес и мотивировать ребенка.

Конечно, маленькая песочница и набор игрушек в кабинете психолога обычно привлекают внимание детей, и после беседы можно предложить ребенку: «Ты можешь построить свой мир, какой ты хочешь, в этой песочнице, используя сухой песок и фигурки. Если тебе нужно лепить что-то из песка, ты может смочить песок водой». Для начала психотерапевт может показать, как можно использовать фигурки в своей композиции, как можно обнажить дно песочницы, изображая водоем. Можно свои действия по вовлечению ребенка в игру сопровождать словами: «Мы не всегда и не всё можем выражать словами, поэтому нам иногда хочется что-то делать, изображать, показывать...» Далее, когда вы видите, что ребенок проявляет активность и с удовольствием включается в процесс, можно отстраниться и не мешать ребенку конструировать свою реальность. На данном этапе важно наблюдать. Если необходимо понять, как происходит взаимодействие матери и сына, можно предложить маме тоже включиться в процесс создания общей композиции. Как правило, такой процесс наглядно демонстрирует, как они общаются на самом деле, что чувствует ребенок, что является барьером для взаимопонимания.

Как любая аналитически ориентированная психотерапия, песочная терапия, помогает ослабить контроль сознания. Ребенок или взрослый, как ему кажется, просто играет или рисует, однако и в игре и в изображении проявляются те вытесненные из сознательной сферы бессознательные импульсы, мотивы, желания, которые человек подавляет в себе. Внутренний контроль (у психоаналитиков — контроль Эго и Супер-Эго) не дают проявляться спонтанности, сдерживают, вызывают напряжение. И, порой, разрядкой такого сильного напряжения являются агрессивные реакции. Опуская ладони в песок, мы словно сбрасываем это напряжение, а сооружая свои миры на песке, и потом при желании разрушая их, мы можем освободиться от гнетущего напряжения.

 

Процедура проведения терапевтического сеанса.

Временные рамки одного сеанса могут варьироваться в зависимости от специфики запроса и возраста клиента. Как правило, каждый сеанс (50 мин.) можно разбить на три части:

  • предварительная беседа — 15 мин.
  • непосредственно работа с песочницей — 20 мин.
  • завершающая беседа — 15 мин.

Такова структура сеансов после заключения рабочего альянса. В психоанализе такой альянс имеет название — сеттинг.

Песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением тех случаев, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

 

Песочная терапия как отдельное направление зародилось в рамках психоаналитического подхода, и как мы знаем, психоанализ отличается большой длительностью лечения (от нескольких месяцев до нескольких лет). Однако в современной практике мы можем говорить о краткосрочных вариантах песочной терапии в сочетании с другими методами, например, игровой терапией, сказкотерапией, другими видами арт-терапии.

Количество встреч оговаривается заранее и составляет 8 — 10 занятий. Частота встреч: 1 — 2 раза в неделю.

В случае, когда проводиться сеанс в индивидуальном формате, предварительная беседа может включать следующие вопросы:

  • Какие изменения произошли в период после предыдущей встречи?
  • Что сегодня хотелось бы обсудить?
  • Что волнует, тревожит в данный момент?

Далее предлагается, используя песочницу, изобразить то, что соответствует нынешнему настроению. Для этого клиент может применять фигурки, которые являются символическим выражением многих архетипов. Как уже отмечалось, емкость с водой всегда находиться радом с песочницей и при желании клиент может работать с влажным песком. Для ребенка предложение поиграть в песочнице является естественным и, как правило, не вызывает сопротивления. Скорее, наоборот, помогает ребенку почувствовать атмосферу доверия и принятия. Когда мы предлагаем взрослому человеку обратиться к песку, мы учитываем, что у многих это может вызывать скепсис и недоверие, несмотря на то, что на предыдущей встрече был заключен рабочий альянс, оговорены условия, обсуждены все вопросы, касающиеся специфики применения метода песочной терапии.

Очень важно на этом этапе поддержать клиента, разделить его чувства недоверия и непонимания данного процесса. Можно сказать, что вы тоже поначалу сомневались в эффективности этого метода, что действительно кажется странным, что незатейливая игра в песок может разрешить такие сложные проблемы, как у клиента. Однако, тем не менее, было много случаев, когда человек, доверившись процессу и отпустив свои сомнения, достигал прекрасных результатов — учился по-новому воспринимать свою жизнь. Иными словами, грамотная мотивация клиента — одна из важнейших составляющих проведения успешной терапии. И в этом смысле владение разговорным трансом, который применяется в эриксоновском гипнозе, помогает снизить уровень сопротивления клиента на начальном этапе терапии.

Когда клиент дотрагивается до песка, начинает рассматривать фигурки, перебирает их, чтобы расположить в песочнице, для психотерапевта важно не вмешиваться в этот процесс, не стоит предлагать использовать те или иные фигурки, важна спонтанность и активность самого клиента. Иногда уместно задавать уточняющие вопросы, например,

  • А на что это похоже?
  • Какие чувства вызывает эта композиция?
  • Что напоминает этот образ?
  • Хочется что-то поменять в этой композиции?
  • Что можно сделать, чтобы изменить образ?
  • Что бы сделал в подобной ситуации другой человек?
  • Доволен ли он тем, что у него получилось?
  • Можно на этом завершить сегодня работу с образом?

 

После того, как клиент утверждает, что на данном этапе он готов завершить свою работу над композицией, психолог фотографирует полученный образ.

Фотография нужна для дальнейшего анализа, к ней можно вернуться на последующих сеансах, чтобы наглядно увидеть динамику процесса.

Беседа, завершающая сеанс, касается следующих тем:

  • Что больше всего понравилось в работе или игре с песком?
  • Какие чувства вызывают такие занятия?
  • Что, возможно, удивило в этом процессе?
  • На что хотелось бы обратить внимание в следующий раз?
  • Остались ли какие-то еще вопросы, которые мы не успели рассмотреть?

 

По завершении сеанса оговаривается время следующей встречи и те вопросы, которым будет уделяться наибольшее внимание. В некоторых случаях уместно давать так называемые домашние задания (сочинить историю, сделать рисунок, отслеживать свои чувства и мысли, анализировать свое поведение). Уровень сложности заданий зависит от возраста и типа запроса клиента.

Безусловным преимуществом песочной терапии является снижение уровня сопротивления. Как известно, главный парадокс обращения к психологу заключается в том, что, с одной стороны, мы хотим разобраться в себе и искренне стремимся к изменениям, а с другой, — мы боимся этих изменений. Привычная картина мира, пусть даже неприятная для нас, ближе и дороже любых поползновений на изменения. Сопротивление психотерапевтическим процессам — неосознаваемое явление. Сам клиент говорит о том, что он стремиться к преобразованиям в жизни, что для него очень важно преодолеть прежние негативные установки, что он хочет жить по-новому. Однако, что-то, как он считает, не дает ему измениться. Сопротивление может выражаться в нежелании отвечать на вопросы психолога, уход от многих тем, в скептическом отношении к психотерапевтическим упражнениям, отказу выполнять их, в пропуске занятий, опозданий на встречи и т.п.

Сам процесс песочной терапии снимает это сопротивление. Для того, чтобы быть вовлеченным в процесс песочной терапии, не нужно прилагать особых усилий. И для ребенка, и для взрослого это занятие, которое не напрягает, а, скорее, приводит к снятию напряжения, снижает уровень контроля и помогает погрузиться в мир собственных переживаний и фантазий.

 

Песочная терапия приближает нас к подлинному существованию. Мир, который мы воссоздаем в терапевтической песочнице, наглядно демонстрирует нам те фальшивые роли, навязанные цели и ценности, которые являются барьером для дальнейшего развития. Устранение внутренних барьеров, психологических преград личностного роста способствует самоактуализации клиента, раскрытию его таланта жить, любить, общаться, работать.

Специфика песочной терапии, ее роль в практике психолога
Специфика песочной терапии, ее роль в практике психолога
Специфика песочной терапии, ее роль в практике психолога
16 апреля 2017  

Песочная терапия... Какие ассоциации может вызывать это словосочетание? Детство, песочница, куличи, берег моря или озера, замки из песка, отдых, игра, беззаботность, радость, интерес, возможность изменений. Пожалуй, именно желание и готовность изменить свою жизнь приводит человека к психологу. Песочница для многих из нас — это некая модель мира, мы можем создавать свои миры из песка, что будет являться отражением нашего образа-Я и стремления к преобразованиям. Наша память хранит воспоминания об играх с песком, это то, что объединяет нас всех: и детей, и взрослых, людей различных культур и национальностей. В данной книге раскрывается завеса тайны и магии песочной терапии, мы узнаем, кому и как может помочь этот метод, какова история появления метода песочной терапии, в каких случаях он наиболее эффективен, можно ли его сочетать с другими психотерапевтическими методами. Возможно, для многих важно узнать, может ли такой метод навредить, и, конечно, этот вопрос тоже будет предметом нашего обсуждения. Все рассматриваемые вопросы дают возможность при обращении к психологу чувствовать себя более уверено.

Песочная терапия — это погружение в мир детских переживаний, релаксация и экзистенциальный поиск. Благодаря песочной терапии мы можем узнать о себе чуть больше, можем проложить символическую «тропинку», которая приведет нас к пониманию и принятию себя, своей жизни.

В начале прошлого века игра с песком становится одним из вариантов игровой терапии для детей. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году разрабатывает «технику построения мира» с помощью песка, и в 1935 году она описала свой опыт применения этой техники в книге «Игра в детстве». В 40-ые годы двадцатого столетия Шарлотта Бюлер предлагает «тест мира» как диагностический инструмент в детской психиатрии.

Ученица К.Г.Юнга — швейцарский психотерапевт Дора Кальфф обратила внимание на возможности использования метода М.Ловенфельд и «теста мира» Шарлотты Бюлер в рамках юнгианского анализа. В 1966 году на немецком, а в 1971 — на английском языке выходит книга Д.Кальфф «Песочная терапия» или «Sandplay». В современном варианте песочная терапия может быть частью арт-терапии, игровой терапии, психоаналитической глубинной терапии, а также являться самостоятельным методом для лечения эмоциональных расстройств личности.

Несмотря на то, что игра в песок адресует нас, скорее, к детской терапии, как мы уже могли убедиться, песочная терапия может эффективно применяться и при работе со взрослыми. Песочная терапия (или сэндплей) — это оригинальный способ общения с миром, со своим внутренним «Я», это способ разрешения внутренних психологических конфликтов и обретения целостности. Применениепесочной терапии в практике дает возможность передать свои глубинные, порой неосознаваемые переживания, на символическом уровне. Это тот случай, когда фантазии и свобода творчества приветствуются и помогают человеку раскрепоститься, выйти за рамки своих стереотипов, увидеть иные способы решения проблемных ситуаций. Очень важно отметить, что способы решения находит сам клиент (в психологии такое способ называется инсайтом, или внезапным озарением, когда человек по-новому воспринимает задачу, вдруг понимает, что он сам может сделать в сложившейся ситуации). Терапию такого рода имеет еще одно название — инсайт-ориентированная. Результатом такой внутренней работы являются:

  • снятие внутреннего напряжения,
  • осознание своего уникального образа,
  • вера в собственные силы,
  • опора на себя,
  • стремление к дальнейшему развитию и самоактуализации.

 

В песочной терапии используется стандартный деревянный поднос размером 50×70×8 см, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта подноса покрашены в голубой цвет, что символизирует цвет воды и неба. Поскольку песочная терапия — это проекция мира, это отражение внутреннего мира во внешнем, то тема природного ландшафта и представленность трех стихий — земли (песок), воды (рядом с песочницей ставится ведро воды, при желании можно сделать песок влажным) и воздуха (голубой цвет неба на бортах подноса) — являются способом перенесения визуальных образов в реальность.

Коллекция миниатюрных фигурок, как правило, включает в себя как природные материалы (ракушки, камни, шишки, ветки, перья), так и рукотворные игрушки, реальные и мифологические, — символическое воплощение архетипических образов Ребенка, Матери, Отца, Героя, Добра, Зла. Дора Кальфф — основатель этого метода — в своей работе использовала различные этнические и религиозные объекты, обеспечивающие передачу коллективного бессознательного в игре. Обязательно в наборе должны присутствовать фигурки людей, растений, животных, монстров, зданий и различных построек (мостов, переправ). Фигурки могут быть привлекательными и ужасными, различными по тактильным ощущениям — гладкими, шершавыми, мягкими, твердыми. Многообразие ощущений нам необходимо, чтобы клиент смог максимально ярко отобразить свои многогранные чувства и переживания, связанные с актуальной проблемной ситуацией, по поводу которой он обратился к психологу за помощью.

Важным аспектом развития личности является осознание и принятие своих границ. Психологическая граница — это та условная черта, где заканчивается личное пространство одного человека и начинается пространство другого. Как показывает практика, очень многие наши проблемы связаны именно со сложностями осознания и видения своих границ. Как часто бывает, когда мы убеждены, что другой обязан заботиться о нас и делать это постоянно, при этом мы не предполагаем, что такое восприятие нарушает личное пространство даже самых близких. И наоборот, бывают моменты, когда нам кажется, что мы не имеем права обратиться к кому-то с вопросом или за помощью, боясь потревожить другого человека, или не знаем, как отказать в просьбе и решительно сказать «нет». Потом страдаем от переутомления, и не довольны собой. Все эти проблемы в психотерапии называются проблемами нарушения границ. Корни этой проблемы, как и многих других, лежат в детстве, в младенчестве, когда ребенок только учится устанавливать контакт с внешним миром, куда он попал. Поэтому ограниченное пространство терапевтической песочницы дает возможность клиенту как бы вновь научиться устанавливать свои границы, почувствовать, что в разных ситуациях и разными людьми они могут быть гибкими, что он умеет держать дистанцию, там, где нужно, и может позволить кому-то сократить эту дистанцию, если он испытывает в этом необходимость. Борта песочницы, заборы и стены построек в импровизированной картине мира для клиента — очень яркая иллюстрация того, от чего он отгораживается, чего избегает, и что мешает ему быть открытым.

Как уже отмечалось, автор метода песочной терапии швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф. По ее мнению, главным принципом, положенным ею в основу психологической работы, является «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. По ее мнению, «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым». Иначе говоря, это некая 3D-модель наших вытесненных эмоций, неприемлемых импульсов, нашей боли и страхов тревог. Преобразовать бессознательное, скрытое от нас, в осознаваемое — главная задача психоаналитического процесса, песочная терапия помогает найти новые способы взаимодействия со своими старыми переживаниями, избирательно, осознанно и более конструктивно использовать свои внутренние силы.

Метод песочной терапии может рассматриваться одновременно и как диагностика актуального состояния, психологических защит, вытесненных эмоций и неприятных мыслей, так и способ разрешения внутренних противоречий и невротических состояний.

Невроз, в широком смысле, — это внутриличностный конфликт, нарушение баланса между внутренним и внешним. Невротические состояния являются обратимыми, если мы устраним причины этого конфликта, если мы справимся с внутренними противоречиями, сможем изменить отношение к ним, мы преодолеем невроз. Причиной невроза, как правило, являются нарушения особо значимых жизненных отношений человека, неразрешимые противоречия и стрессы. Чаще всего невротические состояния проявляются в виде чувства нервного напряжения, тревоги, страха, фобий, сниженного настроения, бессонницы, нарушенной работы многих систем организма (колебания артериального давления и пульса, нарушения в деятельности желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы, учащенное дыхание, нарушением кожной чувствительности, общей слабостью, быстрой утомляемостью, болями с различной локализацией (голова, грудная клетка, живот, область сердца, и т.д.), кожным зудом. Невроз может возникать и под влиянием жизненной хронической неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений в психофизической сфере при долгом стремлении к труднодостижимым жизненным целям при наличии невосполнимых потерь, и прочих психотравмирующих факторов. Мы все сталкиваемся с трудностями и, как нам кажется на первый взгляд, неразрешимыми задачами, однако способы преодоления проблемных ситуаций у всех отличаются. Во многом это зависит от тех психологических защитных механизмов, которые сформированы у нас. Понятие «психологическая защита» активно рассматривается в рамках психоаналитических теорий личности. Защитные механизмы эго охраняют человека от захлестывающей его тревоги, это действительно психологическая защита от неприятных эмоций и переживаний, она помогает нам стравляться с деструктивными импульсами и неприемлимыми чувствами. З.Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию для подавления вытесненных воспоминаний, болезненных переживаний. С его точки зрения, все защитные механизмы действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средством самообмана, а также они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности. Надо отметить, что люди используют различные защитные механизмы для разрешения своего внутриличностного конфликта или ослабления тревоги.

Защитные механизмы на определенном этапе помогают нам справляться с проблемами, после перенесенных стрессов и психотравмирующих ситуаций защитные механизмы оберегают нас от негативного воздействия на психику. Но бывает и так, что эти механизмы перестают нести только защитную функцию, они становятся нашими внутренними барьерами, тормозящими рост личности. Защитные механизмы превращаются в символическую «клетку», в которую мы добровольно помещаем себя, чтобы уберечься от внешних воздействий. Психотерапия способствует устранению этих искусственных преград для того, чтобы ничто не мешало личностному развитию.

Песочная терапия помогает осознать свои защитные механизмы, она наглядно показывает, как мы отгораживаемся от внешнего мира, как подавляем тревогу, в чем именно проявляется искажение реальности. Для выражения внутренних защит в песочной терапии используются такие фигурки — архетипические образы как заборы, ворота, двери, калитки, границы, мосты и т.п. В процессе внутренней работы эти барьеры устраняются, двери и ворота открываются. Открываются для нового опыта, для новых свершений!

 

Как проводится песочная терапия?

Кто может проводить песочную терапию?

Песочная терапия может проводиться с людьми разного возраста, начиная с трехлетних детей. Безусловно, перед началом работы с клиентом проводится предварительная беседа, которая включает ряд вопросов. Весь процесс психотерапии можно разделить на три этапа:

  • диагностический (включает предварительное интервью, тестирование, определение и уточнение запроса клиента, а также переформулирование этого запроса на психологический язык);
  • этап выдвижения гипотезы, вариантов работы над запросом и обсуждение условий рабочего альянса с клиентом, обсуждение ответственности сторон, количества сеансов, времени проведения занятий, критериев результативности психотерапии;
  • основной этап песочной терапии (8 — 15 сеансов);
  • завершающий этап (подведение итогов, анализ результатов).

Песочную терапию как метод лечения психо-эмоциональных расстройств могут проводить клинические психологи, врачи-психотерапевты, практические психологи, прошедшие специальную подготовку и имеющие сертификацию по песочной терапии. Однако, если мы рассматриваем песочную терапию в качестве развития творческого потенциала или как элемент игровой терапии, то можно говорить о возможности применения базовых приемов песочной терапии школьными и дошкольными психологами, педагогами, воспитателями и родителями после прохождения соответствующих курсов дополнительного обучения.

 

Предварительное интервью.

Вопросы, которые интересуют психолога прежде, чем специалист встретиться с ребенком.

— Как проходили беременность и роды?

— Перенесенные заболевания

— Обращались ли до этого случая к психологам, психотерапевтам, психоневрологам? Если да, то какие были рекомендации специалистов.

— Какой ребенок по счету в семье? Если есть еще братья и сестры, то какие у них отношения?

— Каков распорядок дня у ребенка? Можно попросить описать один день, когда ребенок посещает детский сад, и один выходной день.

— Особенности сна и питания ребенка.

— Во что любит играть ребенок? Любимые игрушки, комьютерные игры, сказки, мультфильмы, фильмы.

— За что родители хвалят своего ребенка и как часто?

— За что наказывают и каким образом? Как ребенок реагирует на наказание?

— Что в большей степени тревожит ребенка?

— Как давно начались проявления агрессии со стороны ребенка? На кого или на что направлена агрессия? Каковы последствия такого поведения?

— Каким родители хотели бы видеть своего ребенка в будущем?

— Что родители готовы сделать, чтобы помочь ребенку справиться с негативными эмоциями?

Данные вопросы помогут психологу правильно подготовиться к встрече и к работе с мальчиком, а маме лучше осознать степень своей ответственности за эмоциональные проявления своего сына. Очень часто для родителей бывает открытием, что ребенок ведет себя плохо не потому, что он какой-то не такой, как им кажется, а потому, что ему плохо — больно, страшно, неприятно, непонятно. Иными словами, это его детская защитная реакция на эмоциональное отвержение со стороны родителей. (Об этом мы подробно говорили на страницах книги «Арт-терапия для детей и их родителей»). Желательно, чтобы вся семья прошла тестирование для определения стиля воспитания в семье, для понимания взаимоотношений членов семьи.

Вопросы, которые психолог задает ребенку:

— Во что ты любишь играть?

— Что тебе нравиться делать?

— Что ты не любишь больше всего?

— Какое у тебя самое главное желание?

— Если бы мог стать сразу взрослым, что бы ты сделал в первую очередь? Как ты изменил свою жизнь?

Предварительная беседа помогает, прежде всего, установить контакт с ребенком, создают атмосферу безопасности, благожелательности и доверия. Это необходимые условия для проведения успешной терапии. Мы понимаем, что для ребенка посещение психолога уже может быть стрессовым фактором, ведь он сам не собирался к специалисту, его привели и заставили общаться, отвечать на вопросы, играть во что-то непонятное. Поэтому очень важно, чтобы ребенок в процессе беседы сам проявил интерес к дальнейшему общению, и это задача психолога вызвать этот интерес и мотивировать ребенка.

Конечно, маленькая песочница и набор игрушек в кабинете психолога обычно привлекают внимание детей, и после беседы можно предложить ребенку: «Ты можешь построить свой мир, какой ты хочешь, в этой песочнице, используя сухой песок и фигурки. Если тебе нужно лепить что-то из песка, ты может смочить песок водой». Для начала психотерапевт может показать, как можно использовать фигурки в своей композиции, как можно обнажить дно песочницы, изображая водоем. Можно свои действия по вовлечению ребенка в игру сопровождать словами: «Мы не всегда и не всё можем выражать словами, поэтому нам иногда хочется что-то делать, изображать, показывать...» Далее, когда вы видите, что ребенок проявляет активность и с удовольствием включается в процесс, можно отстраниться и не мешать ребенку конструировать свою реальность. На данном этапе важно наблюдать. Если необходимо понять, как происходит взаимодействие матери и сына, можно предложить маме тоже включиться в процесс создания общей композиции. Как правило, такой процесс наглядно демонстрирует, как они общаются на самом деле, что чувствует ребенок, что является барьером для взаимопонимания.

Как любая аналитически ориентированная психотерапия, песочная терапия, помогает ослабить контроль сознания. Ребенок или взрослый, как ему кажется, просто играет или рисует, однако и в игре и в изображении проявляются те вытесненные из сознательной сферы бессознательные импульсы, мотивы, желания, которые человек подавляет в себе. Внутренний контроль (у психоаналитиков — контроль Эго и Супер-Эго) не дают проявляться спонтанности, сдерживают, вызывают напряжение. И, порой, разрядкой такого сильного напряжения являются агрессивные реакции. Опуская ладони в песок, мы словно сбрасываем это напряжение, а сооружая свои миры на песке, и потом при желании разрушая их, мы можем освободиться от гнетущего напряжения.

 

Процедура проведения терапевтического сеанса.

Временные рамки одного сеанса могут варьироваться в зависимости от специфики запроса и возраста клиента. Как правило, каждый сеанс (50 мин.) можно разбить на три части:

  • предварительная беседа — 15 мин.
  • непосредственно работа с песочницей — 20 мин.
  • завершающая беседа — 15 мин.

Такова структура сеансов после заключения рабочего альянса. В психоанализе такой альянс имеет название — сеттинг.

Песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением тех случаев, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

 

Песочная терапия как отдельное направление зародилось в рамках психоаналитического подхода, и как мы знаем, психоанализ отличается большой длительностью лечения (от нескольких месяцев до нескольких лет). Однако в современной практике мы можем говорить о краткосрочных вариантах песочной терапии в сочетании с другими методами, например, игровой терапией, сказкотерапией, другими видами арт-терапии.

Количество встреч оговаривается заранее и составляет 8 — 10 занятий. Частота встреч: 1 — 2 раза в неделю.

В случае, когда проводиться сеанс в индивидуальном формате, предварительная беседа может включать следующие вопросы:

  • Какие изменения произошли в период после предыдущей встречи?
  • Что сегодня хотелось бы обсудить?
  • Что волнует, тревожит в данный момент?

Далее предлагается, используя песочницу, изобразить то, что соответствует нынешнему настроению. Для этого клиент может применять фигурки, которые являются символическим выражением многих архетипов. Как уже отмечалось, емкость с водой всегда находиться радом с песочницей и при желании клиент может работать с влажным песком. Для ребенка предложение поиграть в песочнице является естественным и, как правило, не вызывает сопротивления. Скорее, наоборот, помогает ребенку почувствовать атмосферу доверия и принятия. Когда мы предлагаем взрослому человеку обратиться к песку, мы учитываем, что у многих это может вызывать скепсис и недоверие, несмотря на то, что на предыдущей встрече был заключен рабочий альянс, оговорены условия, обсуждены все вопросы, касающиеся специфики применения метода песочной терапии.

Очень важно на этом этапе поддержать клиента, разделить его чувства недоверия и непонимания данного процесса. Можно сказать, что вы тоже поначалу сомневались в эффективности этого метода, что действительно кажется странным, что незатейливая игра в песок может разрешить такие сложные проблемы, как у клиента. Однако, тем не менее, было много случаев, когда человек, доверившись процессу и отпустив свои сомнения, достигал прекрасных результатов — учился по-новому воспринимать свою жизнь. Иными словами, грамотная мотивация клиента — одна из важнейших составляющих проведения успешной терапии. И в этом смысле владение разговорным трансом, который применяется в эриксоновском гипнозе, помогает снизить уровень сопротивления клиента на начальном этапе терапии.

Когда клиент дотрагивается до песка, начинает рассматривать фигурки, перебирает их, чтобы расположить в песочнице, для психотерапевта важно не вмешиваться в этот процесс, не стоит предлагать использовать те или иные фигурки, важна спонтанность и активность самого клиента. Иногда уместно задавать уточняющие вопросы, например,

  • А на что это похоже?
  • Какие чувства вызывает эта композиция?
  • Что напоминает этот образ?
  • Хочется что-то поменять в этой композиции?
  • Что можно сделать, чтобы изменить образ?
  • Что бы сделал в подобной ситуации другой человек?
  • Доволен ли он тем, что у него получилось?
  • Можно на этом завершить сегодня работу с образом?

 

После того, как клиент утверждает, что на данном этапе он готов завершить свою работу над композицией, психолог фотографирует полученный образ.

Фотография нужна для дальнейшего анализа, к ней можно вернуться на последующих сеансах, чтобы наглядно увидеть динамику процесса.

Беседа, завершающая сеанс, касается следующих тем:

  • Что больше всего понравилось в работе или игре с песком?
  • Какие чувства вызывают такие занятия?
  • Что, возможно, удивило в этом процессе?
  • На что хотелось бы обратить внимание в следующий раз?
  • Остались ли какие-то еще вопросы, которые мы не успели рассмотреть?

 

По завершении сеанса оговаривается время следующей встречи и те вопросы, которым будет уделяться наибольшее внимание. В некоторых случаях уместно давать так называемые домашние задания (сочинить историю, сделать рисунок, отслеживать свои чувства и мысли, анализировать свое поведение). Уровень сложности заданий зависит от возраста и типа запроса клиента.

Безусловным преимуществом песочной терапии является снижение уровня сопротивления. Как известно, главный парадокс обращения к психологу заключается в том, что, с одной стороны, мы хотим разобраться в себе и искренне стремимся к изменениям, а с другой, — мы боимся этих изменений. Привычная картина мира, пусть даже неприятная для нас, ближе и дороже любых поползновений на изменения. Сопротивление психотерапевтическим процессам — неосознаваемое явление. Сам клиент говорит о том, что он стремиться к преобразованиям в жизни, что для него очень важно преодолеть прежние негативные установки, что он хочет жить по-новому. Однако, что-то, как он считает, не дает ему измениться. Сопротивление может выражаться в нежелании отвечать на вопросы психолога, уход от многих тем, в скептическом отношении к психотерапевтическим упражнениям, отказу выполнять их, в пропуске занятий, опозданий на встречи и т.п.

Сам процесс песочной терапии снимает это сопротивление. Для того, чтобы быть вовлеченным в процесс песочной терапии, не нужно прилагать особых усилий. И для ребенка, и для взрослого это занятие, которое не напрягает, а, скорее, приводит к снятию напряжения, снижает уровень контроля и помогает погрузиться в мир собственных переживаний и фантазий.

 

Песочная терапия приближает нас к подлинному существованию. Мир, который мы воссоздаем в терапевтической песочнице, наглядно демонстрирует нам те фальшивые роли, навязанные цели и ценности, которые являются барьером для дальнейшего развития. Устранение внутренних барьеров, психологических преград личностного роста способствует самоактуализации клиента, раскрытию его таланта жить, любить, общаться, работать.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС