Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций психолога-консультанта
Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций психолога-консультанта
Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций психолога-консультанта
26 апреля 2023  

 

 

Аннотация: данная статья рассматривает основные проблемы, с которыми сталкиваются практикующие психологи. Знание основных приемов для профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций помогает специалистам справляться со стрессами на работе, способствует сохранению здоровых отношений с клиентами и созданию условий для профессионального роста.

Ключевые слова: психологическое консультирование, эмоциональное выгорание, психолог-консультант, профессиональные деформации.

Обращение к психологу в современном обществе становится привычным явлением, и профессия психолога-консультанта является востребованной для решения психологических проблем и улучшения качества жизни. Работа психолога-консультанта налагает определенные требования не только к уровню профессиональных знаний и навыков, но и к личностным компетенциям специалиста.

Принято считать, что при обращении к специалисту, например, врачу, юристу, мы получим квалифицированный совет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Однако психологическое консультирование имеет ряд отличий от привычного понимания оказания консультационных услуг. В буквальном переводе «консультирование» — это от латин. consultatio — совещание.

Психологи утверждают, что они не дают конкретных советов, они не имеют права решать за своих клиентов, как лучше поступить. Поэтому, прежде всего, разберемся в чем специфика психологического консультирования, чем этот вид оказания психологической помощи и поддержки отличается, например, от психотерапии или коучинга. Итак, психотерапия (вне медицинской сферы) — это помощь специалиста в решении широкого спектра жизненных проблем, с которыми сталкивается любой человек. Как правило, это длительный процесс, направленный на то, чтобы клиент мог осознать и разрешить свои внутренние противоречия, мог понять причину возникновения тех трудностей, с которыми он чаще всего сталкивается (непонимание со стороны близких, чувство одиночества и желание соответствовать ожиданиям других). Еще психотерапию определяют как метод лечения психологическими средствами, то есть без медикаментов.

К психотерапевту мы идем, когда хотим избавиться от чего-то, что, как нам кажется, мешает жить комфортно и легко. Конечно, мы можем прожить и без чьей бы то ни было помощи, но все-таки стремление улучшить качество жизни, стремление к психологическому благополучию приводит нас к специалисту, который, по мнению многих их нас, должен «сотворить чудо» и создать для нас эту комфортную и приятную жизнь. От чего же чаще хотят избавиться люди? Конечно же, от боли, страданий, страхов, вредных привычек, негативных эмоций. Это все то, что мешает жить полноценно и насыщенно; большая часть жизненной энергии и сил уходят на борьбу с тем, от чего хочется избавиться, на борьбу со страхами, с волнением перед важным мероприятием, на борьбу с непониманием окружающих. И когда появляется чувство тупика и невозможности справиться с этим состоянием самостоятельно, мы обращаемся к специалисту. Принято считать, что психотерапия — это длительный процесс, в ходе которого решаются не только проблемы, которые нас беспокоят в настоящем, но также затрагиваются глубинные темы, связанные с прошлым.

Коучинг — современный формат консультирования успешных, благополучных людей. Это способ достижения поставленных целей оптимальным путем, мы ищем и находим вместе с коуч-консультантом. Коучинг — относительно новое явление в сфере оказания консалтинговых услуг. Коучинг (англ. Coahing) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах ХХ в. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни, возможностях постоянного и целенаправленного развития при активной позиции человека. В отличие от психологического консультирования, коучинг смещает акцент на самостоятельную позицию самого клиента.

Психологическое консультирование — совместный поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Психолог-консультант чаще всего воспринимается как эксперт по психологическим проблемам. От консультанта мы ждем, как правило, оценки сложившейся ситуации и оптимальных решений для преодоления психологических кризисов. К психологу-консультанту мы приходим, когда мы, например, ищем себя, свое место в жизни (профориентационное консультирование), ищем работу, способы выхода из конфликта. Консультационная работа предполагает, прежде всего, работу над конкретным запросом клиента. Как правило, консультирование длится от 1 до 10 встреч (психологических сессий, длительность сессии может варьироваться от 1 часа до 2 часов).

Современная практическая психология интегрирует различные подходы, техники и технологии. Однако именно личность психолога остается основным инструментом его успешной профессиональной деятельности, эмоциональное состояние специалиста во многом влияет на продуктивность его работы с клиентом.

Впервые о проблеме эмоционального выгорания заговорили в начале 1950-х годов, и долгое время выгорание считалось болезнью – неисследованной формой вирусной инфекции. В 1970-х – начале 1980-х годов некоторыми медиками было обращено внимание на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% заболевших относились к так называемым «белым воротничкам» или являлись членами их семей. Учеными была установлена прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа «заболевших», но единого мнения о природе и происхождении синдрома хронической усталости на тот момент не существовало.

В 1974 году американский психиатр Х.Дж.Фрейденбергер в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов», впервые употребил термин «выгорание» (burnout – в переводе с греческого – прекращение горения). Этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, оказывающих профессиональную помощь клиентам, находящимся в эмоционально насыщенной атмосфере. Изначально этот термин был связан с ощущением собственной бесполезности, истощения и изнеможения.

Ведущее место в изучении данного феномена заняли работы К.Маслач и ее коллег (С.Джексон, А.Пайнс). Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований проблемы. За годы исследований понятие феномена неоднократно изменялось. В 1976 году К. Маслач связывала причину возникновения синдрома с рабочим стрессом, вследствие которого происходило эмоциональное отдаление от клиента, негуманное отношение к нему, снижение эффективности в работе. В1981 году К. Маслач и С. Джексон выдвигали следующую концепцию: они считали, что выгорание является синдромом эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми. Он приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам, приходящим для консультации, лечения или получения образования. Контакты становятся формальными, возникающие установки поначалу носят скрытый характер и проявляются во внутреннем сдерживании раздражения, которое постепенно прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Симптомы эмоционального выгорания.

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, социально- психологические и поведенческие.

К физическим относятся:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и утром, сразу после сна;
  • Ощущение эмоционального и физического истощения;
  • Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;
  • Общая слабость, снижение активности и энергии;
  • Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • Полная или частичная бессонница;
  • Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;
  • Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;
  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;
  • Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • Чувство чрезмерной ответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получится или он не справится;
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но и там ее не выполняет;
  • Затрудняется в принятии решений;
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:
  • Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

В.В. Бойко предложил следующее определение эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми.

В современном мире синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека, считается профессиональным выгоранием. Оно является самой опасной профессиональной болезнью для тех, кто работает с людьми: для педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без взаимодействия с другими людьми.

По определению Н.Е.Водопьяновой, эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания.

После того, как феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах, способствующих развитию выгоранию. Традиционно они делятся на два блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики специалистов. Часто эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

В качестве примера рассмотрим классификацию В.В. Бойко.

  • Во-первых, хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

  • Во-вторых, дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, требования родителей воспитанников). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

  • В-третьих, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педагогов, воспитателей, медиков, и т.д. Содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. (например, воспитатель: за один рабочий день самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются).

  • В-четвертых, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» [4], В.В.Бойко относит следующие факторы.

  1. Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволит ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Известны случаи, когда человек, проработав с людьми до пенсии, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию.
  2. Кроме того, В.В.Бойко говорил об интенсивной интериоризации (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда специалист воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это «безграмотным сочувствием» - полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.
  3. Еще одним фактором является слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или, возможно, не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее настроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальным или позиционным достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно то, что выгорать ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
  4. Следующим фактором являются нравственные дилеммы и дезориентация личности: возможно профессионал имел определенные нерешенные психологические проблемы еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственные проблемы обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается другими причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другому. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

Для профилактики эмоционального выгорания мною разработаны тренинги «Психологическая йога» и «Пульт управления эмоциями. Берем настроение в свои руки!» [10]

Упражнения данных тренингов способствуют гармонизации эмоционально-волевой сферы личности, развивают гибкие навыки для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Моим коллегам и мне порой приходится слышать такие фразы в свой адрес: «психолог должен быть всегда спокойным и уравновешенным, знать ответы на все вопросы, разбираться в людях…» и т.д. Одним словом, всё то, что в соц.сетях звучит как «тыжпсихолог». Подобные ожидания или проекции, связанные с нашей профессией, вызывают обратную реакцию со стороны специалистов. Кратко это выражается в фразе: «Психолог тоже человек»

Профессиональные деформации связаны с особенностью деятельности. Психолог должен уметь сопереживать, понимать другого человека, его состояние, помогать справляться с негативными эмоциями и искать конструктивные способы решения психологических проблем.

Профессиональная деформация проявляется чаще всего вне работы. Профессиональное выгорание связано с работой. Вне работы человек ведет себя привычным образом. Специалисту сложно разделять различные сферы своей жизни.

Причины:

  1. В двойственности позиции психолога – с одной стороны, психолог должен быть нейтральным, с другой – проявлять эмпатию, сочувствие.

С одной стороны, – быть клиент-ориентированным, с другой – нейтральным. Быть вовлеченным, но сохранять дистанцию и четко соблюдать личные и профессиональные границы.

  1. Нерешенные личные проблемы психолога. Психолог, порой неосознанно компенсирует свои личные неудачи: оказывая помощь другим людям, психолог чувствует свою значимость, повышает самооценку, пытается вернуть уверенность в себе. Получается, что он принимает роль «спасателя», не будучи подготовленным к профессиональной позиции.

  2. Противоречивость в деятельности практического психолога: психолог не дает советов, но клиент хочет получить результат. И обычно этот результат он ожидает получить через советы и рекомендации. Неоправданные ожидания и нереалистичность запроса также приводят к разочарованиям в профессиональной деятельности.

  3. Переутомление, эмоциональное выгорание, стрессы.

  4. Нет поддержки профессионального сообщества, нет возможности обсудить сложные случаи с коллегами, получить обратную связь

  5. Отсутствие четкой профессиональной позиции, осознания своих профессиональных границ.

Как проявляются профессиональные деформации психолога?

  • Психолог, пытаясь искренне помочь своему клиенту, нарушает его личные границы, «причиняет добро» даже тогда, когда его не просят;

  • Проявляя эмпатию, психолог растворяется в чужих проблемах, не осознавая своих проблем;

  • Пытается любую ситуацию начинает интерпретировать с точки зрения психологии;

  • Проецирует свои негативные эмоции на клиента, контрперенос;

  • Компенсирует заниженную самооценку, повышает свою значимость и самоутверждается за счет клиентов.

Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций:

  • Участие в супервизионных программах (групповых и индивидуальных);

  • Определение четких границ профессиональной деятельности;

  • Рефлексия своего опыта,

  • Профессиональная деятельность в смежных областях, помимо психологического консультирования. Например, исследовательская деятельность, преподавание, проведение тренингов и вебинаров, написание статей и книг, ведение блога по психологии и т.п.

  • Освоение эффективных технологий общения и психологического консультирования;

  • Личная терапия, проработка своих страхов, ожиданий, неуверенности в себе;

  • Индивидуальный коучинг и нейрокоучинг развития личности и карьеры. Построение стратегии профессионального роста и продвижения себя как специалиста;

  • Включенность в профессиональное сообщество, где с коллегами можно обмениваться опытом и обсуждать актуальные вопросы оказания психологической помощи.

К сожалению, некоторые специалисты пытаются соответствовать неоправданным ожиданиям, всерьез начинают думать, что профессия психолога предполагает знание ответов на все вопросы, касающихся отношений, личности, семьи, воспитания, конфликтов и пр. Не секрет, что многие идут в эту профессию, чтобы разобраться в себе, в своих проблемах. Подобная установка может приводить к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. К сожалению, не решив свои проблемы, пытаются решать чужие…

Я часто говорю своим студентам, что обучение на факультете психологии и разрешение личных проблем – это разные процессы, не стоит их путать. Обучаясь, мы развиваемся, получаем полезные знания и навыки. А свои проблемы разбираем в кабинете психолога в ходе индивидуальной психотерапии. Важно уметь различать профессиональные и личные границы.

Проявления профессиональной деформации психологов (они характерны также и для других специалистов помогающих профессий) имеют 2 полюса.

С одной стороны, это:

  • Постоянное желание кого-то «спасать», поддерживать, давать советы, решать чужие проблемы, даже когда вас об этом не просят;
  • Стремление оправдать имидж человека, который знает, как действовать в любых ситуациях;
  • Размытость границ – неумение разделять профессиональное и личное пространство, неумение четко обозначать свои профессиональные границы. Иными словами, готовность работать «психологом» 24/7. Даже приходя домой после работы, такой специалист продолжает «быть психологом» для родственников, друзей, знакомых;
  • Желание в любом высказывании человека, который не является его клиентом, все равно искать тайный смысл, скрытые послания бессознательного, экзистенциальные проблемы и пр.;
  • Потребность быть нужным и полезным для других приобретает навязчивый характер;
  • Чувство бессилия, когда не можешь помочь всем;
  • Страх не оправдать ожидания своих клиентов, выглядеть в их глазах непрофессиональным, некомпетентным специалистом.

С другой стороны, в процессе длительной работы у многих специалистов вырабатывается защитная реакция от эмоционального истощения. И выражается это в таких явлениях, как:

  • Чувство безразличия и дистанцированности от проблем клиентов;
  • Желание работать по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей клиентов;
  • Стремление обесценивать переживания клиентов, их образ жизни;
  • Высокомерие и бестактные высказывания в адрес своих клиентов;
  • Проявление неуважения к тем, кто обращается за помощью, - пренебрежительное общение с ними, попытка объяснить свои профессиональные неудачи тем, что все клиенты бестолковые, не готовы к изменениям.

Способы профилактики профессиональной деформации для психологов обозначены в Этическом кодексе психолога. Я выделю те пункты, которые имеют отношение к профилактике:

  • Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
  • Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
  • Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы.
  • Психолог проходит дополнительный курс супервизии и личной психотерапии, если сталкивается с затруднениями в работе.
  • Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
  • Осознание границ личных и профессиональных возможностей, то есть Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
  • Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
  • Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
  • Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.

Данные пункты показывают, что психолог работает исключительно по запросу, с согласия клиента (или его представителя) и в рамках своих компетенций. Психолог – это такая же работа, как и многие другие, где есть свои правила и условия проведения различных форм профессиональной деятельности. Следуя этим правилам, можно избежать рисков профессиональной деформации.

И самое важное, следует помнить, что психолог - это профессия, а не образ жизни! Как в любой профессии, чтобы быть востребованным, следует развивать свои навыки, оттачивать мастерство и быть открытым для нового опыта.

Вопросы для самоанализа:

  1. Что мне больше всего нравится в моей профессии?

  2. Почему я выбрал(а) именно эту профессию? Это направление в работе? Эти методы?

  3. В чем мои сильные стороны как специалиста?

  4. Что у меня получается лучше всего в работе, и какие компетенции мне нужно развивать?

  5. Как я отношусь к критике и как работаю над ошибками?

  6. Что меня вдохновляет в профессиональной деятельности?

Список литературы

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.[Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272.

2. Бойко В. В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие. СПб.:Речь. 1997.,286 с.

3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999., 105 с.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер. 2004., 474 с.

5. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья. СПб: Издательство СПб ГУ. 2000, 463 с.

6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

7. Водопьянова Н. Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек–человек»: Дипломное исследование. СПб., 1998.

8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. - Синдром выгорания. С-Пб.: «Питер». 2008, 336 с.

9. Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005, 258 с.

10. Воронова А.А. Стресс-менеджмент. Психологические приемы управления эмоциями. М., ТЦ СФЕРА, 2021, 112с.

11. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. М., Наука, 1983. - 368 с.

12. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.с.90-101.

13. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер. 2004, 224 с.

14. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс. 1979. 185 с.

15. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь. 2000, 256 с.

 

 

Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций психолога-консультанта
Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций психолога-консультанта
Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций психолога-консультанта
26 апреля 2023  

 

 

Аннотация: данная статья рассматривает основные проблемы, с которыми сталкиваются практикующие психологи. Знание основных приемов для профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций помогает специалистам справляться со стрессами на работе, способствует сохранению здоровых отношений с клиентами и созданию условий для профессионального роста.

Ключевые слова: психологическое консультирование, эмоциональное выгорание, психолог-консультант, профессиональные деформации.

Обращение к психологу в современном обществе становится привычным явлением, и профессия психолога-консультанта является востребованной для решения психологических проблем и улучшения качества жизни. Работа психолога-консультанта налагает определенные требования не только к уровню профессиональных знаний и навыков, но и к личностным компетенциям специалиста.

Принято считать, что при обращении к специалисту, например, врачу, юристу, мы получим квалифицированный совет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Однако психологическое консультирование имеет ряд отличий от привычного понимания оказания консультационных услуг. В буквальном переводе «консультирование» — это от латин. consultatio — совещание.

Психологи утверждают, что они не дают конкретных советов, они не имеют права решать за своих клиентов, как лучше поступить. Поэтому, прежде всего, разберемся в чем специфика психологического консультирования, чем этот вид оказания психологической помощи и поддержки отличается, например, от психотерапии или коучинга. Итак, психотерапия (вне медицинской сферы) — это помощь специалиста в решении широкого спектра жизненных проблем, с которыми сталкивается любой человек. Как правило, это длительный процесс, направленный на то, чтобы клиент мог осознать и разрешить свои внутренние противоречия, мог понять причину возникновения тех трудностей, с которыми он чаще всего сталкивается (непонимание со стороны близких, чувство одиночества и желание соответствовать ожиданиям других). Еще психотерапию определяют как метод лечения психологическими средствами, то есть без медикаментов.

К психотерапевту мы идем, когда хотим избавиться от чего-то, что, как нам кажется, мешает жить комфортно и легко. Конечно, мы можем прожить и без чьей бы то ни было помощи, но все-таки стремление улучшить качество жизни, стремление к психологическому благополучию приводит нас к специалисту, который, по мнению многих их нас, должен «сотворить чудо» и создать для нас эту комфортную и приятную жизнь. От чего же чаще хотят избавиться люди? Конечно же, от боли, страданий, страхов, вредных привычек, негативных эмоций. Это все то, что мешает жить полноценно и насыщенно; большая часть жизненной энергии и сил уходят на борьбу с тем, от чего хочется избавиться, на борьбу со страхами, с волнением перед важным мероприятием, на борьбу с непониманием окружающих. И когда появляется чувство тупика и невозможности справиться с этим состоянием самостоятельно, мы обращаемся к специалисту. Принято считать, что психотерапия — это длительный процесс, в ходе которого решаются не только проблемы, которые нас беспокоят в настоящем, но также затрагиваются глубинные темы, связанные с прошлым.

Коучинг — современный формат консультирования успешных, благополучных людей. Это способ достижения поставленных целей оптимальным путем, мы ищем и находим вместе с коуч-консультантом. Коучинг — относительно новое явление в сфере оказания консалтинговых услуг. Коучинг (англ. Coahing) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах ХХ в. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни, возможностях постоянного и целенаправленного развития при активной позиции человека. В отличие от психологического консультирования, коучинг смещает акцент на самостоятельную позицию самого клиента.

Психологическое консультирование — совместный поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Психолог-консультант чаще всего воспринимается как эксперт по психологическим проблемам. От консультанта мы ждем, как правило, оценки сложившейся ситуации и оптимальных решений для преодоления психологических кризисов. К психологу-консультанту мы приходим, когда мы, например, ищем себя, свое место в жизни (профориентационное консультирование), ищем работу, способы выхода из конфликта. Консультационная работа предполагает, прежде всего, работу над конкретным запросом клиента. Как правило, консультирование длится от 1 до 10 встреч (психологических сессий, длительность сессии может варьироваться от 1 часа до 2 часов).

Современная практическая психология интегрирует различные подходы, техники и технологии. Однако именно личность психолога остается основным инструментом его успешной профессиональной деятельности, эмоциональное состояние специалиста во многом влияет на продуктивность его работы с клиентом.

Впервые о проблеме эмоционального выгорания заговорили в начале 1950-х годов, и долгое время выгорание считалось болезнью – неисследованной формой вирусной инфекции. В 1970-х – начале 1980-х годов некоторыми медиками было обращено внимание на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% заболевших относились к так называемым «белым воротничкам» или являлись членами их семей. Учеными была установлена прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа «заболевших», но единого мнения о природе и происхождении синдрома хронической усталости на тот момент не существовало.

В 1974 году американский психиатр Х.Дж.Фрейденбергер в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов», впервые употребил термин «выгорание» (burnout – в переводе с греческого – прекращение горения). Этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, оказывающих профессиональную помощь клиентам, находящимся в эмоционально насыщенной атмосфере. Изначально этот термин был связан с ощущением собственной бесполезности, истощения и изнеможения.

Ведущее место в изучении данного феномена заняли работы К.Маслач и ее коллег (С.Джексон, А.Пайнс). Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований проблемы. За годы исследований понятие феномена неоднократно изменялось. В 1976 году К. Маслач связывала причину возникновения синдрома с рабочим стрессом, вследствие которого происходило эмоциональное отдаление от клиента, негуманное отношение к нему, снижение эффективности в работе. В1981 году К. Маслач и С. Джексон выдвигали следующую концепцию: они считали, что выгорание является синдромом эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми. Он приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам, приходящим для консультации, лечения или получения образования. Контакты становятся формальными, возникающие установки поначалу носят скрытый характер и проявляются во внутреннем сдерживании раздражения, которое постепенно прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Симптомы эмоционального выгорания.

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, социально- психологические и поведенческие.

К физическим относятся:

  • Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и утром, сразу после сна;
  • Ощущение эмоционального и физического истощения;
  • Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;
  • Общая слабость, снижение активности и энергии;
  • Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • Резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • Полная или частичная бессонница;
  • Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;
  • Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;
  • Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;
  • Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • Чувство чрезмерной ответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получится или он не справится;
  • Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

  • Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
  • Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но и там ее не выполняет;
  • Затрудняется в принятии решений;
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:
  • Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
  • Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
  • Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

В.В. Бойко предложил следующее определение эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми.

В современном мире синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека, считается профессиональным выгоранием. Оно является самой опасной профессиональной болезнью для тех, кто работает с людьми: для педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без взаимодействия с другими людьми.

По определению Н.Е.Водопьяновой, эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов.

Факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания.

После того, как феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах, способствующих развитию выгоранию. Традиционно они делятся на два блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики специалистов. Часто эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

В качестве примера рассмотрим классификацию В.В. Бойко.

  • Во-первых, хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения.

  • Во-вторых, дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, требования родителей воспитанников). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон.

  • В-третьих, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педагогов, воспитателей, медиков, и т.д. Содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. (например, воспитатель: за один рабочий день самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются).

  • В-четвертых, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» [4], В.В.Бойко относит следующие факторы.

  1. Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволит ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Известны случаи, когда человек, проработав с людьми до пенсии, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию.
  2. Кроме того, В.В.Бойко говорил об интенсивной интериоризации (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда специалист воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это «безграмотным сочувствием» - полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.
  3. Еще одним фактором является слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или, возможно, не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее настроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальным или позиционным достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно то, что выгорать ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
  4. Следующим фактором являются нравственные дилеммы и дезориентация личности: возможно профессионал имел определенные нерешенные психологические проблемы еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственные проблемы обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается другими причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другому. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.

Для профилактики эмоционального выгорания мною разработаны тренинги «Психологическая йога» и «Пульт управления эмоциями. Берем настроение в свои руки!» [10]

Упражнения данных тренингов способствуют гармонизации эмоционально-волевой сферы личности, развивают гибкие навыки для повышения эффективности профессиональной деятельности.

Моим коллегам и мне порой приходится слышать такие фразы в свой адрес: «психолог должен быть всегда спокойным и уравновешенным, знать ответы на все вопросы, разбираться в людях…» и т.д. Одним словом, всё то, что в соц.сетях звучит как «тыжпсихолог». Подобные ожидания или проекции, связанные с нашей профессией, вызывают обратную реакцию со стороны специалистов. Кратко это выражается в фразе: «Психолог тоже человек»

Профессиональные деформации связаны с особенностью деятельности. Психолог должен уметь сопереживать, понимать другого человека, его состояние, помогать справляться с негативными эмоциями и искать конструктивные способы решения психологических проблем.

Профессиональная деформация проявляется чаще всего вне работы. Профессиональное выгорание связано с работой. Вне работы человек ведет себя привычным образом. Специалисту сложно разделять различные сферы своей жизни.

Причины:

  1. В двойственности позиции психолога – с одной стороны, психолог должен быть нейтральным, с другой – проявлять эмпатию, сочувствие.

С одной стороны, – быть клиент-ориентированным, с другой – нейтральным. Быть вовлеченным, но сохранять дистанцию и четко соблюдать личные и профессиональные границы.

  1. Нерешенные личные проблемы психолога. Психолог, порой неосознанно компенсирует свои личные неудачи: оказывая помощь другим людям, психолог чувствует свою значимость, повышает самооценку, пытается вернуть уверенность в себе. Получается, что он принимает роль «спасателя», не будучи подготовленным к профессиональной позиции.

  2. Противоречивость в деятельности практического психолога: психолог не дает советов, но клиент хочет получить результат. И обычно этот результат он ожидает получить через советы и рекомендации. Неоправданные ожидания и нереалистичность запроса также приводят к разочарованиям в профессиональной деятельности.

  3. Переутомление, эмоциональное выгорание, стрессы.

  4. Нет поддержки профессионального сообщества, нет возможности обсудить сложные случаи с коллегами, получить обратную связь

  5. Отсутствие четкой профессиональной позиции, осознания своих профессиональных границ.

Как проявляются профессиональные деформации психолога?

  • Психолог, пытаясь искренне помочь своему клиенту, нарушает его личные границы, «причиняет добро» даже тогда, когда его не просят;

  • Проявляя эмпатию, психолог растворяется в чужих проблемах, не осознавая своих проблем;

  • Пытается любую ситуацию начинает интерпретировать с точки зрения психологии;

  • Проецирует свои негативные эмоции на клиента, контрперенос;

  • Компенсирует заниженную самооценку, повышает свою значимость и самоутверждается за счет клиентов.

Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций:

  • Участие в супервизионных программах (групповых и индивидуальных);

  • Определение четких границ профессиональной деятельности;

  • Рефлексия своего опыта,

  • Профессиональная деятельность в смежных областях, помимо психологического консультирования. Например, исследовательская деятельность, преподавание, проведение тренингов и вебинаров, написание статей и книг, ведение блога по психологии и т.п.

  • Освоение эффективных технологий общения и психологического консультирования;

  • Личная терапия, проработка своих страхов, ожиданий, неуверенности в себе;

  • Индивидуальный коучинг и нейрокоучинг развития личности и карьеры. Построение стратегии профессионального роста и продвижения себя как специалиста;

  • Включенность в профессиональное сообщество, где с коллегами можно обмениваться опытом и обсуждать актуальные вопросы оказания психологической помощи.

К сожалению, некоторые специалисты пытаются соответствовать неоправданным ожиданиям, всерьез начинают думать, что профессия психолога предполагает знание ответов на все вопросы, касающихся отношений, личности, семьи, воспитания, конфликтов и пр. Не секрет, что многие идут в эту профессию, чтобы разобраться в себе, в своих проблемах. Подобная установка может приводить к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. К сожалению, не решив свои проблемы, пытаются решать чужие…

Я часто говорю своим студентам, что обучение на факультете психологии и разрешение личных проблем – это разные процессы, не стоит их путать. Обучаясь, мы развиваемся, получаем полезные знания и навыки. А свои проблемы разбираем в кабинете психолога в ходе индивидуальной психотерапии. Важно уметь различать профессиональные и личные границы.

Проявления профессиональной деформации психологов (они характерны также и для других специалистов помогающих профессий) имеют 2 полюса.

С одной стороны, это:

  • Постоянное желание кого-то «спасать», поддерживать, давать советы, решать чужие проблемы, даже когда вас об этом не просят;
  • Стремление оправдать имидж человека, который знает, как действовать в любых ситуациях;
  • Размытость границ – неумение разделять профессиональное и личное пространство, неумение четко обозначать свои профессиональные границы. Иными словами, готовность работать «психологом» 24/7. Даже приходя домой после работы, такой специалист продолжает «быть психологом» для родственников, друзей, знакомых;
  • Желание в любом высказывании человека, который не является его клиентом, все равно искать тайный смысл, скрытые послания бессознательного, экзистенциальные проблемы и пр.;
  • Потребность быть нужным и полезным для других приобретает навязчивый характер;
  • Чувство бессилия, когда не можешь помочь всем;
  • Страх не оправдать ожидания своих клиентов, выглядеть в их глазах непрофессиональным, некомпетентным специалистом.

С другой стороны, в процессе длительной работы у многих специалистов вырабатывается защитная реакция от эмоционального истощения. И выражается это в таких явлениях, как:

  • Чувство безразличия и дистанцированности от проблем клиентов;
  • Желание работать по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей клиентов;
  • Стремление обесценивать переживания клиентов, их образ жизни;
  • Высокомерие и бестактные высказывания в адрес своих клиентов;
  • Проявление неуважения к тем, кто обращается за помощью, - пренебрежительное общение с ними, попытка объяснить свои профессиональные неудачи тем, что все клиенты бестолковые, не готовы к изменениям.

Способы профилактики профессиональной деформации для психологов обозначены в Этическом кодексе психолога. Я выделю те пункты, которые имеют отношение к профилактике:

  • Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
  • Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
  • Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы.
  • Психолог проходит дополнительный курс супервизии и личной психотерапии, если сталкивается с затруднениями в работе.
  • Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
  • Осознание границ личных и профессиональных возможностей, то есть Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.
  • Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.
  • Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
  • Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом.

Данные пункты показывают, что психолог работает исключительно по запросу, с согласия клиента (или его представителя) и в рамках своих компетенций. Психолог – это такая же работа, как и многие другие, где есть свои правила и условия проведения различных форм профессиональной деятельности. Следуя этим правилам, можно избежать рисков профессиональной деформации.

И самое важное, следует помнить, что психолог - это профессия, а не образ жизни! Как в любой профессии, чтобы быть востребованным, следует развивать свои навыки, оттачивать мастерство и быть открытым для нового опыта.

Вопросы для самоанализа:

  1. Что мне больше всего нравится в моей профессии?

  2. Почему я выбрал(а) именно эту профессию? Это направление в работе? Эти методы?

  3. В чем мои сильные стороны как специалиста?

  4. Что у меня получается лучше всего в работе, и какие компетенции мне нужно развивать?

  5. Как я отношусь к критике и как работаю над ошибками?

  6. Что меня вдохновляет в профессиональной деятельности?

Список литературы

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.[Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272.

2. Бойко В. В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие. СПб.:Речь. 1997.,286 с.

3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999., 105 с.

4. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер. 2004., 474 с.

5. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья. СПб: Издательство СПб ГУ. 2000, 463 с.

6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

7. Водопьянова Н. Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек–человек»: Дипломное исследование. СПб., 1998.

8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. - Синдром выгорания. С-Пб.: «Питер». 2008, 336 с.

9. Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005, 258 с.

10. Воронова А.А. Стресс-менеджмент. Психологические приемы управления эмоциями. М., ТЦ СФЕРА, 2021, 112с.

11. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. М., Наука, 1983. - 368 с.

12. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.с.90-101.

13. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер. 2004, 224 с.

14. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс. 1979. 185 с.

15. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь. 2000, 256 с.

 

 

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС