26 апреля 2023 Аннотация: данная статья рассматривает основные проблемы, с которыми сталкиваются практикующие психологи. Знание основных приемов для профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций помогает специалистам справляться со стрессами на работе, способствует сохранению здоровых отношений с клиентами и созданию условий для профессионального роста. Ключевые слова: психологическое консультирование, эмоциональное выгорание, психолог-консультант, профессиональные деформации. Обращение к психологу в современном обществе становится привычным явлением, и профессия психолога-консультанта является востребованной для решения психологических проблем и улучшения качества жизни. Работа психолога-консультанта налагает определенные требования не только к уровню профессиональных знаний и навыков, но и к личностным компетенциям специалиста. Принято считать, что при обращении к специалисту, например, врачу, юристу, мы получим квалифицированный совет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Однако психологическое консультирование имеет ряд отличий от привычного понимания оказания консультационных услуг. В буквальном переводе «консультирование» — это от латин. consultatio — совещание. Психологи утверждают, что они не дают конкретных советов, они не имеют права решать за своих клиентов, как лучше поступить. Поэтому, прежде всего, разберемся в чем специфика психологического консультирования, чем этот вид оказания психологической помощи и поддержки отличается, например, от психотерапии или коучинга. Итак, психотерапия (вне медицинской сферы) — это помощь специалиста в решении широкого спектра жизненных проблем, с которыми сталкивается любой человек. Как правило, это длительный процесс, направленный на то, чтобы клиент мог осознать и разрешить свои внутренние противоречия, мог понять причину возникновения тех трудностей, с которыми он чаще всего сталкивается (непонимание со стороны близких, чувство одиночества и желание соответствовать ожиданиям других). Еще психотерапию определяют как метод лечения психологическими средствами, то есть без медикаментов. К психотерапевту мы идем, когда хотим избавиться от чего-то, что, как нам кажется, мешает жить комфортно и легко. Конечно, мы можем прожить и без чьей бы то ни было помощи, но все-таки стремление улучшить качество жизни, стремление к психологическому благополучию приводит нас к специалисту, который, по мнению многих их нас, должен «сотворить чудо» и создать для нас эту комфортную и приятную жизнь. От чего же чаще хотят избавиться люди? Конечно же, от боли, страданий, страхов, вредных привычек, негативных эмоций. Это все то, что мешает жить полноценно и насыщенно; большая часть жизненной энергии и сил уходят на борьбу с тем, от чего хочется избавиться, на борьбу со страхами, с волнением перед важным мероприятием, на борьбу с непониманием окружающих. И когда появляется чувство тупика и невозможности справиться с этим состоянием самостоятельно, мы обращаемся к специалисту. Принято считать, что психотерапия — это длительный процесс, в ходе которого решаются не только проблемы, которые нас беспокоят в настоящем, но также затрагиваются глубинные темы, связанные с прошлым. Коучинг — современный формат консультирования успешных, благополучных людей. Это способ достижения поставленных целей оптимальным путем, мы ищем и находим вместе с коуч-консультантом. Коучинг — относительно новое явление в сфере оказания консалтинговых услуг. Коучинг (англ. Coahing) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах ХХ в. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни, возможностях постоянного и целенаправленного развития при активной позиции человека. В отличие от психологического консультирования, коучинг смещает акцент на самостоятельную позицию самого клиента. Психологическое консультирование — совместный поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Психолог-консультант чаще всего воспринимается как эксперт по психологическим проблемам. От консультанта мы ждем, как правило, оценки сложившейся ситуации и оптимальных решений для преодоления психологических кризисов. К психологу-консультанту мы приходим, когда мы, например, ищем себя, свое место в жизни (профориентационное консультирование), ищем работу, способы выхода из конфликта. Консультационная работа предполагает, прежде всего, работу над конкретным запросом клиента. Как правило, консультирование длится от 1 до 10 встреч (психологических сессий, длительность сессии может варьироваться от 1 часа до 2 часов). Современная практическая психология интегрирует различные подходы, техники и технологии. Однако именно личность психолога остается основным инструментом его успешной профессиональной деятельности, эмоциональное состояние специалиста во многом влияет на продуктивность его работы с клиентом. Впервые о проблеме эмоционального выгорания заговорили в начале 1950-х годов, и долгое время выгорание считалось болезнью – неисследованной формой вирусной инфекции. В 1970-х – начале 1980-х годов некоторыми медиками было обращено внимание на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% заболевших относились к так называемым «белым воротничкам» или являлись членами их семей. Учеными была установлена прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа «заболевших», но единого мнения о природе и происхождении синдрома хронической усталости на тот момент не существовало. В 1974 году американский психиатр Х.Дж.Фрейденбергер в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов», впервые употребил термин «выгорание» (burnout – в переводе с греческого – прекращение горения). Этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, оказывающих профессиональную помощь клиентам, находящимся в эмоционально насыщенной атмосфере. Изначально этот термин был связан с ощущением собственной бесполезности, истощения и изнеможения. Ведущее место в изучении данного феномена заняли работы К.Маслач и ее коллег (С.Джексон, А.Пайнс). Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований проблемы. За годы исследований понятие феномена неоднократно изменялось. В 1976 году К. Маслач связывала причину возникновения синдрома с рабочим стрессом, вследствие которого происходило эмоциональное отдаление от клиента, негуманное отношение к нему, снижение эффективности в работе. В1981 году К. Маслач и С. Джексон выдвигали следующую концепцию: они считали, что выгорание является синдромом эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми. Он приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам, приходящим для консультации, лечения или получения образования. Контакты становятся формальными, возникающие установки поначалу носят скрытый характер и проявляются во внутреннем сдерживании раздражения, которое постепенно прорывается наружу и приводит к конфликтам. Симптомы эмоционального выгорания. К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, социально- психологические и поведенческие. К физическим относятся: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и утром, сразу после сна; Ощущение эмоционального и физического истощения; Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию; Общая слабость, снижение активности и энергии; Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня; Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. Социально-психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности; Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя; Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство чрезмерной ответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получится или он не справится; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»); Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но и там ее не выполняет; Затрудняется в принятии решений; Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам: Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет. В.В. Бойко предложил следующее определение эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми. В современном мире синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека, считается профессиональным выгоранием. Оно является самой опасной профессиональной болезнью для тех, кто работает с людьми: для педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без взаимодействия с другими людьми. По определению Н.Е.Водопьяновой, эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов. Факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания. После того, как феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах, способствующих развитию выгоранию. Традиционно они делятся на два блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики специалистов. Часто эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. В качестве примера рассмотрим классификацию В.В. Бойко. Во-первых, хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. Во-вторых, дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, требования родителей воспитанников). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон. В-третьих, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педагогов, воспитателей, медиков, и т.д. Содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. (например, воспитатель: за один рабочий день самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются). В-четвертых, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» [4], В.В.Бойко относит следующие факторы. Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволит ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Известны случаи, когда человек, проработав с людьми до пенсии, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию. Кроме того, В.В.Бойко говорил об интенсивной интериоризации (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда специалист воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это «безграмотным сочувствием» - полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Еще одним фактором является слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или, возможно, не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее настроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальным или позиционным достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно то, что выгорать ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности. Следующим фактором являются нравственные дилеммы и дезориентация личности: возможно профессионал имел определенные нерешенные психологические проблемы еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственные проблемы обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается другими причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другому. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. Для профилактики эмоционального выгорания мною разработаны тренинги «Психологическая йога» и «Пульт управления эмоциями. Берем настроение в свои руки!» [10] Упражнения данных тренингов способствуют гармонизации эмоционально-волевой сферы личности, развивают гибкие навыки для повышения эффективности профессиональной деятельности. Моим коллегам и мне порой приходится слышать такие фразы в свой адрес: «психолог должен быть всегда спокойным и уравновешенным, знать ответы на все вопросы, разбираться в людях…» и т.д. Одним словом, всё то, что в соц.сетях звучит как «тыжпсихолог». Подобные ожидания или проекции, связанные с нашей профессией, вызывают обратную реакцию со стороны специалистов. Кратко это выражается в фразе: «Психолог тоже человек» Профессиональные деформации связаны с особенностью деятельности. Психолог должен уметь сопереживать, понимать другого человека, его состояние, помогать справляться с негативными эмоциями и искать конструктивные способы решения психологических проблем. Профессиональная деформация проявляется чаще всего вне работы. Профессиональное выгорание связано с работой. Вне работы человек ведет себя привычным образом. Специалисту сложно разделять различные сферы своей жизни. Причины: В двойственности позиции психолога – с одной стороны, психолог должен быть нейтральным, с другой – проявлять эмпатию, сочувствие. С одной стороны, – быть клиент-ориентированным, с другой – нейтральным. Быть вовлеченным, но сохранять дистанцию и четко соблюдать личные и профессиональные границы. Нерешенные личные проблемы психолога. Психолог, порой неосознанно компенсирует свои личные неудачи: оказывая помощь другим людям, психолог чувствует свою значимость, повышает самооценку, пытается вернуть уверенность в себе. Получается, что он принимает роль «спасателя», не будучи подготовленным к профессиональной позиции. Противоречивость в деятельности практического психолога: психолог не дает советов, но клиент хочет получить результат. И обычно этот результат он ожидает получить через советы и рекомендации. Неоправданные ожидания и нереалистичность запроса также приводят к разочарованиям в профессиональной деятельности. Переутомление, эмоциональное выгорание, стрессы. Нет поддержки профессионального сообщества, нет возможности обсудить сложные случаи с коллегами, получить обратную связь Отсутствие четкой профессиональной позиции, осознания своих профессиональных границ. Как проявляются профессиональные деформации психолога? Психолог, пытаясь искренне помочь своему клиенту, нарушает его личные границы, «причиняет добро» даже тогда, когда его не просят; Проявляя эмпатию, психолог растворяется в чужих проблемах, не осознавая своих проблем; Пытается любую ситуацию начинает интерпретировать с точки зрения психологии; Проецирует свои негативные эмоции на клиента, контрперенос; Компенсирует заниженную самооценку, повышает свою значимость и самоутверждается за счет клиентов. Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций: Участие в супервизионных программах (групповых и индивидуальных); Определение четких границ профессиональной деятельности; Рефлексия своего опыта, Профессиональная деятельность в смежных областях, помимо психологического консультирования. Например, исследовательская деятельность, преподавание, проведение тренингов и вебинаров, написание статей и книг, ведение блога по психологии и т.п. Освоение эффективных технологий общения и психологического консультирования; Личная терапия, проработка своих страхов, ожиданий, неуверенности в себе; Индивидуальный коучинг и нейрокоучинг развития личности и карьеры. Построение стратегии профессионального роста и продвижения себя как специалиста; Включенность в профессиональное сообщество, где с коллегами можно обмениваться опытом и обсуждать актуальные вопросы оказания психологической помощи. К сожалению, некоторые специалисты пытаются соответствовать неоправданным ожиданиям, всерьез начинают думать, что профессия психолога предполагает знание ответов на все вопросы, касающихся отношений, личности, семьи, воспитания, конфликтов и пр. Не секрет, что многие идут в эту профессию, чтобы разобраться в себе, в своих проблемах. Подобная установка может приводить к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. К сожалению, не решив свои проблемы, пытаются решать чужие… Я часто говорю своим студентам, что обучение на факультете психологии и разрешение личных проблем – это разные процессы, не стоит их путать. Обучаясь, мы развиваемся, получаем полезные знания и навыки. А свои проблемы разбираем в кабинете психолога в ходе индивидуальной психотерапии. Важно уметь различать профессиональные и личные границы. Проявления профессиональной деформации психологов (они характерны также и для других специалистов помогающих профессий) имеют 2 полюса. С одной стороны, это: Постоянное желание кого-то «спасать», поддерживать, давать советы, решать чужие проблемы, даже когда вас об этом не просят; Стремление оправдать имидж человека, который знает, как действовать в любых ситуациях; Размытость границ – неумение разделять профессиональное и личное пространство, неумение четко обозначать свои профессиональные границы. Иными словами, готовность работать «психологом» 24/7. Даже приходя домой после работы, такой специалист продолжает «быть психологом» для родственников, друзей, знакомых; Желание в любом высказывании человека, который не является его клиентом, все равно искать тайный смысл, скрытые послания бессознательного, экзистенциальные проблемы и пр.; Потребность быть нужным и полезным для других приобретает навязчивый характер; Чувство бессилия, когда не можешь помочь всем; Страх не оправдать ожидания своих клиентов, выглядеть в их глазах непрофессиональным, некомпетентным специалистом. С другой стороны, в процессе длительной работы у многих специалистов вырабатывается защитная реакция от эмоционального истощения. И выражается это в таких явлениях, как: Чувство безразличия и дистанцированности от проблем клиентов; Желание работать по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей клиентов; Стремление обесценивать переживания клиентов, их образ жизни; Высокомерие и бестактные высказывания в адрес своих клиентов; Проявление неуважения к тем, кто обращается за помощью, - пренебрежительное общение с ними, попытка объяснить свои профессиональные неудачи тем, что все клиенты бестолковые, не готовы к изменениям. Способы профилактики профессиональной деформации для психологов обозначены в Этическом кодексе психолога. Я выделю те пункты, которые имеют отношение к профилактике: Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы. Психолог проходит дополнительный курс супервизии и личной психотерапии, если сталкивается с затруднениями в работе. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. Осознание границ личных и профессиональных возможностей, то есть Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом. Данные пункты показывают, что психолог работает исключительно по запросу, с согласия клиента (или его представителя) и в рамках своих компетенций. Психолог – это такая же работа, как и многие другие, где есть свои правила и условия проведения различных форм профессиональной деятельности. Следуя этим правилам, можно избежать рисков профессиональной деформации. И самое важное, следует помнить, что психолог - это профессия, а не образ жизни! Как в любой профессии, чтобы быть востребованным, следует развивать свои навыки, оттачивать мастерство и быть открытым для нового опыта. Вопросы для самоанализа: Что мне больше всего нравится в моей профессии? Почему я выбрал(а) именно эту профессию? Это направление в работе? Эти методы? В чем мои сильные стороны как специалиста? Что у меня получается лучше всего в работе, и какие компетенции мне нужно развивать? Как я отношусь к критике и как работаю над ошибками? Что меня вдохновляет в профессиональной деятельности? Список литературы 1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.[Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272. 2. Бойко В. В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие. СПб.:Речь. 1997.,286 с. 3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999., 105 с. 4. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер. 2004., 474 с. 5. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья. СПб: Издательство СПб ГУ. 2000, 463 с. 6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. 7. Водопьянова Н. Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек–человек»: Дипломное исследование. СПб., 1998. 8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. - Синдром выгорания. С-Пб.: «Питер». 2008, 336 с. 9. Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005, 258 с. 10. Воронова А.А. Стресс-менеджмент. Психологические приемы управления эмоциями. М., ТЦ СФЕРА, 2021, 112с. 11. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. М., Наука, 1983. - 368 с. 12. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.с.90-101. 13. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер. 2004, 224 с. 14. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс. 1979. 185 с. 15. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь. 2000, 256 с.
26 апреля 2023 Аннотация: данная статья рассматривает основные проблемы, с которыми сталкиваются практикующие психологи. Знание основных приемов для профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций помогает специалистам справляться со стрессами на работе, способствует сохранению здоровых отношений с клиентами и созданию условий для профессионального роста. Ключевые слова: психологическое консультирование, эмоциональное выгорание, психолог-консультант, профессиональные деформации. Обращение к психологу в современном обществе становится привычным явлением, и профессия психолога-консультанта является востребованной для решения психологических проблем и улучшения качества жизни. Работа психолога-консультанта налагает определенные требования не только к уровню профессиональных знаний и навыков, но и к личностным компетенциям специалиста. Принято считать, что при обращении к специалисту, например, врачу, юристу, мы получим квалифицированный совет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Однако психологическое консультирование имеет ряд отличий от привычного понимания оказания консультационных услуг. В буквальном переводе «консультирование» — это от латин. consultatio — совещание. Психологи утверждают, что они не дают конкретных советов, они не имеют права решать за своих клиентов, как лучше поступить. Поэтому, прежде всего, разберемся в чем специфика психологического консультирования, чем этот вид оказания психологической помощи и поддержки отличается, например, от психотерапии или коучинга. Итак, психотерапия (вне медицинской сферы) — это помощь специалиста в решении широкого спектра жизненных проблем, с которыми сталкивается любой человек. Как правило, это длительный процесс, направленный на то, чтобы клиент мог осознать и разрешить свои внутренние противоречия, мог понять причину возникновения тех трудностей, с которыми он чаще всего сталкивается (непонимание со стороны близких, чувство одиночества и желание соответствовать ожиданиям других). Еще психотерапию определяют как метод лечения психологическими средствами, то есть без медикаментов. К психотерапевту мы идем, когда хотим избавиться от чего-то, что, как нам кажется, мешает жить комфортно и легко. Конечно, мы можем прожить и без чьей бы то ни было помощи, но все-таки стремление улучшить качество жизни, стремление к психологическому благополучию приводит нас к специалисту, который, по мнению многих их нас, должен «сотворить чудо» и создать для нас эту комфортную и приятную жизнь. От чего же чаще хотят избавиться люди? Конечно же, от боли, страданий, страхов, вредных привычек, негативных эмоций. Это все то, что мешает жить полноценно и насыщенно; большая часть жизненной энергии и сил уходят на борьбу с тем, от чего хочется избавиться, на борьбу со страхами, с волнением перед важным мероприятием, на борьбу с непониманием окружающих. И когда появляется чувство тупика и невозможности справиться с этим состоянием самостоятельно, мы обращаемся к специалисту. Принято считать, что психотерапия — это длительный процесс, в ходе которого решаются не только проблемы, которые нас беспокоят в настоящем, но также затрагиваются глубинные темы, связанные с прошлым. Коучинг — современный формат консультирования успешных, благополучных людей. Это способ достижения поставленных целей оптимальным путем, мы ищем и находим вместе с коуч-консультантом. Коучинг — относительно новое явление в сфере оказания консалтинговых услуг. Коучинг (англ. Coahing) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах ХХ в. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни, возможностях постоянного и целенаправленного развития при активной позиции человека. В отличие от психологического консультирования, коучинг смещает акцент на самостоятельную позицию самого клиента. Психологическое консультирование — совместный поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Психолог-консультант чаще всего воспринимается как эксперт по психологическим проблемам. От консультанта мы ждем, как правило, оценки сложившейся ситуации и оптимальных решений для преодоления психологических кризисов. К психологу-консультанту мы приходим, когда мы, например, ищем себя, свое место в жизни (профориентационное консультирование), ищем работу, способы выхода из конфликта. Консультационная работа предполагает, прежде всего, работу над конкретным запросом клиента. Как правило, консультирование длится от 1 до 10 встреч (психологических сессий, длительность сессии может варьироваться от 1 часа до 2 часов). Современная практическая психология интегрирует различные подходы, техники и технологии. Однако именно личность психолога остается основным инструментом его успешной профессиональной деятельности, эмоциональное состояние специалиста во многом влияет на продуктивность его работы с клиентом. Впервые о проблеме эмоционального выгорания заговорили в начале 1950-х годов, и долгое время выгорание считалось болезнью – неисследованной формой вирусной инфекции. В 1970-х – начале 1980-х годов некоторыми медиками было обращено внимание на необъяснимую социальную избирательность нового «вируса»: до 75% заболевших относились к так называемым «белым воротничкам» или являлись членами их семей. Учеными была установлена прямая связь между стрессами на работе, профессиональными перегрузками и ростом числа «заболевших», но единого мнения о природе и происхождении синдрома хронической усталости на тот момент не существовало. В 1974 году американский психиатр Х.Дж.Фрейденбергер в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов», впервые употребил термин «выгорание» (burnout – в переводе с греческого – прекращение горения). Этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, оказывающих профессиональную помощь клиентам, находящимся в эмоционально насыщенной атмосфере. Изначально этот термин был связан с ощущением собственной бесполезности, истощения и изнеможения. Ведущее место в изучении данного феномена заняли работы К.Маслач и ее коллег (С.Джексон, А.Пайнс). Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований проблемы. За годы исследований понятие феномена неоднократно изменялось. В 1976 году К. Маслач связывала причину возникновения синдрома с рабочим стрессом, вследствие которого происходило эмоциональное отдаление от клиента, негуманное отношение к нему, снижение эффективности в работе. В1981 году К. Маслач и С. Джексон выдвигали следующую концепцию: они считали, что выгорание является синдромом эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми. Он приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам, приходящим для консультации, лечения или получения образования. Контакты становятся формальными, возникающие установки поначалу носят скрытый характер и проявляются во внутреннем сдерживании раздражения, которое постепенно прорывается наружу и приводит к конфликтам. Симптомы эмоционального выгорания. К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, социально- психологические и поведенческие. К физическим относятся: Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и утром, сразу после сна; Ощущение эмоционального и физического истощения; Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию; Общая слабость, снижение активности и энергии; Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; Резкая потеря или резкое увеличение веса; Полная или частичная бессонница; Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня; Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений. Социально-психологические симптомы: Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности; Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя; Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет; Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); Чувство чрезмерной ответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получится или он не справится; Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»); Поведенческие симптомы: Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но и там ее не выполняет; Затрудняется в принятии решений; Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам: Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий; Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности; Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет. В.В. Бойко предложил следующее определение эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравматические воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще – профессионального поведения. С одной стороны, оно позволяет человеку дозировать и экономно использовать энергетические ресурсы, с другой – выгорание отрицательно сказывается на выполнении работы и отношениях с людьми. В современном мире синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека, считается профессиональным выгоранием. Оно является самой опасной профессиональной болезнью для тех, кто работает с людьми: для педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без взаимодействия с другими людьми. По определению Н.Е.Водопьяновой, эмоциональное выгорание – это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней эффективности. Ее можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов. Факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания. После того, как феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах, способствующих развитию выгоранию. Традиционно они делятся на два блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики специалистов. Часто эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными. Некоторые авторы выделяли третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. В качестве примера рассмотрим классификацию В.В. Бойко. Во-первых, хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. Во-вторых, дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей. Противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность (например, требования родителей воспитанников). При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – клиенте, потребителе, пациенте, ученике и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон. В-третьих, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается педагогов, воспитателей, медиков, и т.д. Содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. (например, воспитатель: за один рабочий день самоотдача и самоконтроль столь значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются). В-четвертых, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Она определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, в своей статье «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других» [4], В.В.Бойко относит следующие факторы. Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты, и не позволит ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Известны случаи, когда человек, проработав с людьми до пенсии, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию. Кроме того, В.В.Бойко говорил об интенсивной интериоризации (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда специалист воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессовый случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное участие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова Т.В. называет это «безграмотным сочувствием» - полным растворением в другом, слабыми границами «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Еще одним фактором является слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или, возможно, не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее настроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальным или позиционным достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, и он не нуждается в ней, не испытывает от нее удовлетворения. Естественно то, что выгорать ему просто и легко. Иное дело личность с альтруистическими ценностями. Для нее важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности в общении она переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности. Следующим фактором являются нравственные дилеммы и дезориентация личности: возможно профессионал имел определенные нерешенные психологические проблемы еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственные проблемы обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается другими причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другому. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям. Для профилактики эмоционального выгорания мною разработаны тренинги «Психологическая йога» и «Пульт управления эмоциями. Берем настроение в свои руки!» [10] Упражнения данных тренингов способствуют гармонизации эмоционально-волевой сферы личности, развивают гибкие навыки для повышения эффективности профессиональной деятельности. Моим коллегам и мне порой приходится слышать такие фразы в свой адрес: «психолог должен быть всегда спокойным и уравновешенным, знать ответы на все вопросы, разбираться в людях…» и т.д. Одним словом, всё то, что в соц.сетях звучит как «тыжпсихолог». Подобные ожидания или проекции, связанные с нашей профессией, вызывают обратную реакцию со стороны специалистов. Кратко это выражается в фразе: «Психолог тоже человек» Профессиональные деформации связаны с особенностью деятельности. Психолог должен уметь сопереживать, понимать другого человека, его состояние, помогать справляться с негативными эмоциями и искать конструктивные способы решения психологических проблем. Профессиональная деформация проявляется чаще всего вне работы. Профессиональное выгорание связано с работой. Вне работы человек ведет себя привычным образом. Специалисту сложно разделять различные сферы своей жизни. Причины: В двойственности позиции психолога – с одной стороны, психолог должен быть нейтральным, с другой – проявлять эмпатию, сочувствие. С одной стороны, – быть клиент-ориентированным, с другой – нейтральным. Быть вовлеченным, но сохранять дистанцию и четко соблюдать личные и профессиональные границы. Нерешенные личные проблемы психолога. Психолог, порой неосознанно компенсирует свои личные неудачи: оказывая помощь другим людям, психолог чувствует свою значимость, повышает самооценку, пытается вернуть уверенность в себе. Получается, что он принимает роль «спасателя», не будучи подготовленным к профессиональной позиции. Противоречивость в деятельности практического психолога: психолог не дает советов, но клиент хочет получить результат. И обычно этот результат он ожидает получить через советы и рекомендации. Неоправданные ожидания и нереалистичность запроса также приводят к разочарованиям в профессиональной деятельности. Переутомление, эмоциональное выгорание, стрессы. Нет поддержки профессионального сообщества, нет возможности обсудить сложные случаи с коллегами, получить обратную связь Отсутствие четкой профессиональной позиции, осознания своих профессиональных границ. Как проявляются профессиональные деформации психолога? Психолог, пытаясь искренне помочь своему клиенту, нарушает его личные границы, «причиняет добро» даже тогда, когда его не просят; Проявляя эмпатию, психолог растворяется в чужих проблемах, не осознавая своих проблем; Пытается любую ситуацию начинает интерпретировать с точки зрения психологии; Проецирует свои негативные эмоции на клиента, контрперенос; Компенсирует заниженную самооценку, повышает свою значимость и самоутверждается за счет клиентов. Способы профилактики эмоционального выгорания и профессиональных деформаций: Участие в супервизионных программах (групповых и индивидуальных); Определение четких границ профессиональной деятельности; Рефлексия своего опыта, Профессиональная деятельность в смежных областях, помимо психологического консультирования. Например, исследовательская деятельность, преподавание, проведение тренингов и вебинаров, написание статей и книг, ведение блога по психологии и т.п. Освоение эффективных технологий общения и психологического консультирования; Личная терапия, проработка своих страхов, ожиданий, неуверенности в себе; Индивидуальный коучинг и нейрокоучинг развития личности и карьеры. Построение стратегии профессионального роста и продвижения себя как специалиста; Включенность в профессиональное сообщество, где с коллегами можно обмениваться опытом и обсуждать актуальные вопросы оказания психологической помощи. К сожалению, некоторые специалисты пытаются соответствовать неоправданным ожиданиям, всерьез начинают думать, что профессия психолога предполагает знание ответов на все вопросы, касающихся отношений, личности, семьи, воспитания, конфликтов и пр. Не секрет, что многие идут в эту профессию, чтобы разобраться в себе, в своих проблемах. Подобная установка может приводить к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. К сожалению, не решив свои проблемы, пытаются решать чужие… Я часто говорю своим студентам, что обучение на факультете психологии и разрешение личных проблем – это разные процессы, не стоит их путать. Обучаясь, мы развиваемся, получаем полезные знания и навыки. А свои проблемы разбираем в кабинете психолога в ходе индивидуальной психотерапии. Важно уметь различать профессиональные и личные границы. Проявления профессиональной деформации психологов (они характерны также и для других специалистов помогающих профессий) имеют 2 полюса. С одной стороны, это: Постоянное желание кого-то «спасать», поддерживать, давать советы, решать чужие проблемы, даже когда вас об этом не просят; Стремление оправдать имидж человека, который знает, как действовать в любых ситуациях; Размытость границ – неумение разделять профессиональное и личное пространство, неумение четко обозначать свои профессиональные границы. Иными словами, готовность работать «психологом» 24/7. Даже приходя домой после работы, такой специалист продолжает «быть психологом» для родственников, друзей, знакомых; Желание в любом высказывании человека, который не является его клиентом, все равно искать тайный смысл, скрытые послания бессознательного, экзистенциальные проблемы и пр.; Потребность быть нужным и полезным для других приобретает навязчивый характер; Чувство бессилия, когда не можешь помочь всем; Страх не оправдать ожидания своих клиентов, выглядеть в их глазах непрофессиональным, некомпетентным специалистом. С другой стороны, в процессе длительной работы у многих специалистов вырабатывается защитная реакция от эмоционального истощения. И выражается это в таких явлениях, как: Чувство безразличия и дистанцированности от проблем клиентов; Желание работать по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей клиентов; Стремление обесценивать переживания клиентов, их образ жизни; Высокомерие и бестактные высказывания в адрес своих клиентов; Проявление неуважения к тем, кто обращается за помощью, - пренебрежительное общение с ними, попытка объяснить свои профессиональные неудачи тем, что все клиенты бестолковые, не готовы к изменениям. Способы профилактики профессиональной деформации для психологов обозначены в Этическом кодексе психолога. Я выделю те пункты, которые имеют отношение к профилактике: Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы. Психолог проходит дополнительный курс супервизии и личной психотерапии, если сталкивается с затруднениями в работе. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте. Осознание границ личных и профессиональных возможностей, то есть Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом. Данные пункты показывают, что психолог работает исключительно по запросу, с согласия клиента (или его представителя) и в рамках своих компетенций. Психолог – это такая же работа, как и многие другие, где есть свои правила и условия проведения различных форм профессиональной деятельности. Следуя этим правилам, можно избежать рисков профессиональной деформации. И самое важное, следует помнить, что психолог - это профессия, а не образ жизни! Как в любой профессии, чтобы быть востребованным, следует развивать свои навыки, оттачивать мастерство и быть открытым для нового опыта. Вопросы для самоанализа: Что мне больше всего нравится в моей профессии? Почему я выбрал(а) именно эту профессию? Это направление в работе? Эти методы? В чем мои сильные стороны как специалиста? Что у меня получается лучше всего в работе, и какие компетенции мне нужно развивать? Как я отношусь к критике и как работаю над ошибками? Что меня вдохновляет в профессиональной деятельности? Список литературы 1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности.[Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272. 2. Бойко В. В. Правила эмоционального поведения: Методическое пособие. СПб.:Речь. 1997.,286 с. 3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999., 105 с. 4. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб.: Питер. 2004., 474 с. 5. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья. СПб: Издательство СПб ГУ. 2000, 463 с. 6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с. 7. Водопьянова Н. Е., Ковальчук Н. С. Исследование профессиональных деформаций представителей профессий, относящихся к типу «человек–человек»: Дипломное исследование. СПб., 1998. 8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. - Синдром выгорания. С-Пб.: «Питер». 2008, 336 с. 9. Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005, 258 с. 10. Воронова А.А. Стресс-менеджмент. Психологические приемы управления эмоциями. М., ТЦ СФЕРА, 2021, 112с. 11. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. М., Наука, 1983. - 368 с. 12. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1.с.90-101. 13. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер. 2004, 224 с. 14. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс. 1979. 185 с. 15. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб.: Речь. 2000, 256 с.