27 сентября 2020 Мало кто из нас помнит себя в младенческом возрасте, скорее мы знаем о себе в этот период, благодаря фотографиям и воспоминаниям родителей… Младенчество – важная веха в развитии ребенка: тот эмоциональный опыт, который мы получаем в этот период во многом влияет на наше отношение к жизни. С точки зрения основателя направления Эго-психологии Эрика Эриксона, в этот период формируется базовое доверие к миру. Чтобы ребёнок обрел такое качество, как доверие, мать ребёнка должна проявлять чуткую заботу о его потребностях. Также, сама мама, должна понимать, что она является тем человеком, которому можно доверять. Младенцы отзеркаливают (отражают) эмоциональное состояние родителей. В результате чуткого проявления заботы со стороны матери, у ребёнка появляется ощущение, что «все хорошо», и этот мир настроен к нему доброжелательно. Обычно дети со сформированным доверительным отношением к миру имеют более спокойный сон, отсутствует напряжённость во внутренних органах, в целом такие дети более здоровы. При развитии доверия ребёнок постепенно начинает доверять окружающим, легко входит с ними в контакт, меньше проявляет гнева и тревоги. В будущем такие дети легче устанавливают хорошие отношения с окружающими, в целом более спокойны и имеют оптимистичный взгляд на жизнь. К сожалению, бывает такое, что на этапе младенчества у ребёнка может сформироваться недоверие. Происходит это из-за того, что мать не обеспечивает потребностей ребёнка, что ребёнок может ощущать себя покинутым, ненужным. Ребёнок часто остаётся без внимания или ещё страшнее - мать проявляет агрессию к нему, допускает агрессивные слова в его адрес, агрессивные действия, она может быть абсолютно холодной по отношению к нему. Бывает, что мать отказывается от ребёнка, что также нарушает его доверительно отношение к миру, как бы хорошо за ним не ухаживали другие люди в этом возрасте, у ребёнка с большой вероятностью будет сформировано недоверие к миру, ребёнок не может понять, где его мама. Такие дети чаще болеют, они неспокойны, испытывают напряжение. Таким детям сложно устанавливать хороший контакт с окружающим миром. В будущем такие люди также могут испытывать сильное напряжение, так как мир кажется им небезопасным местом. Уникальные переживания и свои первые воспоминания в период младенчества описал в своей «Исповеди» Лев Николаевич Толстой: «Вот первые мои воспоминания, такие, которые я не умею поставить по порядку, не зная, что было прежде, что после. О некоторых даже не знаю, было ли то во сне или наяву. Вот они. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться. Надо мною стоят, нагнувшись, кто-то, я не помню кто, и все это в полутьме, но я помню, что двое, и крик мой действует на них: они тревожатся от моего крика, но не развязывают меня, чего я хочу, и я кричу еще громче. Им кажется, что это нужно (то есть то, чтобы я был связан), тогда как я знаю, что это не нужно, в хочу доказать им это, и я заливаюсь криком, противным для самого меня, но неудержимым. Я чувствую несправедливость и жестокость не людей, потому что они жалеют меня, но судьбы и жалость над самим собою. Я не знаю и никогда не узнаю, что такое это было: пеленали ли меня, когда я был грудной, и я выдирал руки, или это пеленали меня, уже когда мне было больше года, чтобы я не расчесывал лишаи; собрал ли я в одно это воспоминание, как это бывает во сне, много впечатлений, но верно то, что это было первое и самое сильное мое впечатление жизни. И памятно мне не крик мой, не страдания, но сложность, противоречивость впечатления. Мне хочется свободы, она никому не мешает, и меня мучают. Им меня жалко, и они завязывают меня. И я, кому всё нужно, я слаб, а они сильны». Эти воспоминания являются прекрасной иллюстрацией того, как ребенок ощущает свою слабость и зависимость, как важно учитывать состояние ребенка. Мы понимаем, что дети не бывают плохими от рождения. Исследования детских психологов показывают, что детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению. К сожалению, не все родители учитывают эти базовые потребности ребенка. Эмоциональные срывы, капризы, протест, нарушения поведения, агрессивность, тревожность – результат неправильного воспитания взрослых. Чтобы почувствовать свою силу и уверенность, детям приходится приспосабливаться и манипулировать. Т.Д.Зиневич-Евстигнеева считает, что: Ребенок ведет себя плохо: При эмоциональном отвержении, то есть чувствует, что его не принимают таким, какой он есть Когда у него не сформировано чувство меры Если не умеет взаимодействовать с другими, учитывая их желания Когда хочет привлечь к себе внимание Так как ему страшно, тревожно и он боится не оправдать ожидания взрослых Когда хочет отомстить за что-то взрослому Каковы же были причины частых эмоциональных срывов детей дошкольного и младшего школьного возраста? К сожалению, родители не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей. Они ожидают осознанного, ответственного поведения взрослого человека от ребенка, у которого еще недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, а именно - способность управлять своими эмоциями. Взрослые большое внимание уделяют развитию познавательных способностей – умениям читать, считать, писать – однако эмоциональному интеллекту – важной составляющей успешности ребенка в школе – уделяется меньше внимания. В современной психологии есть такое понятие «эмоциональный интеллект». Мы, как правило, больше внимания обращаем на развитие умственных способностей, развиваем логическое мышление, память и внимание. Однако эмоциональный интеллект повышает уровень самоконтроля и формирует коммуникативные навыки. Эмоциональный интеллект способствует творческому отношению к жизни. Можно сказать, что арт-терапия развивает эмоциональный интеллект, помогает человеку не подавлять свои эмоции, а управлять ими. Родители и педагоги в этом вопросе могут быть примером того, как реагировать на различные события, как уметь сохранять спокойствие в сложных ситуациях, как проявлять эмпатию и понимание даже в тех случаях, когда есть раздражающие факторы. Ребенок в дошкольном возрасте воспринимает поведение взрослых как некий образец для подражания. Одним из способов развития эмоционального интеллекта является арт-терапия. Арт-терапевтические упражнения помогают детям преодолеть трудности эмоционального развития. Арт-терапия дает возможность для ребенка и родителей: Выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные; Выйти за привычные рамки стереотипов; Проявлять спонтанность; Узнать больше о своих внутренних переживаниях; Повысить самооценку; Развивать познавательную активность, символическую функцию мышления и воображение; Проявить свое творческое начало. Для психологов арт-терапевтические упражнения могут помочь: Установить доверительные отношения; В интерпретации и диагностики актуального состояния. Рассмотрим, в каких ситуациях уместна арт-терапия: Нарушения в эмоционально-волевой сфере (капризы, упрямство, повышенная тревожность, неуверенность, страхи); Актуальный стресс, психотравмирующая ситуация (развод родителей, новая школа, новые требования); Искаженная самооценка. Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важнейших компонентов социализации и психологической адаптации. Поступление в детский сад, школу, новые учителя и воспитатели, переезд в другой город – факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка. Например, с поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что от «хочет». Это требует волевых усилий, умения соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями. С другой стороны, первокласснику приятно чувствовать себя более взрослым, ответственным, видеть, что окружающие воспринимают его уже как школьника. Такое положение вызывает у ребенка амбивалентные (двойственные) переживания: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником, не справиться с новой позицией. Признать свою несостоятельность – значит пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. В таком случае ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, и его реакции на учебные проблемы носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае не в себе. С его точки зрения, к нему предвзято, несправедливо относятся – учителя занижают его оценки, родители наказывают ни за что, одноклассники подшучивают. Такая реакция носит защитный характер, но, к сожалению, не решает его проблем. В такой ситуации повышение требований к ученику со стороны родителей только усугубляет положение. Внимание к ребенку, вовлечение его в арт-терапевтические занятия помогают ему без психологических потерь выбраться из травмирующей, стрессовой ситуации; помогают ему сохранить самооценку и формируют веру в свои сильные стороны. Для того, чтобы ребенок поверил в себя, ему очень важно, чтобы кто-то из взрослых отмечал его успех, пусть даже в незначительных делах, не связанных со школьной успеваемостью. К сожалению, мы привыкли обращать внимание на недостатки, мы считаем, что необходимо указывать, что ребенок делает не так, а то, что у него что-то получается, воспринимается как само собой разумеющееся. Я часто сталкиваюсь с родительской позицией, что хвалить детей опасно, это приведет к тому, что они будут слишком высокого мнения о себе. Хвалить нужно за реальные достижения, поощряя активность ребенка, его стремление к новым успехам. Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и здоровыми, чтобы они, став взрослыми, добились больших успехов. Основными характеристиками успешной личности являются уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, умение проявлять инициативу. Консультируя повзрослевших «детей», - внешне благополучных, достигших определенных успехов в карьере, профессиональной деятельности, я часто слышу такие фразы: «В детстве я старалась (или старался) сделать всё, чтобы родители были мной довольны. Даже если мне было не понятно, зачем мне это нужно, я стремилась (стремился) угодить, понравиться. Мне казалось, что именно так можно заслужить внимание и любовь». Это пример того, как деструктивная критика родителей разрушала веру в свои силы. На первый взгляд, что плохого в том, что человек стремиться сделать всё, чтобы родители им были довольны? Если родители учитывают потребности своего ребенка, и желания ребенка и родителей совпадают, то в этом действительно нет ничего плохого. Если в ситуации, когда ребенок совершил ошибку, не справился с заданием, мы сначала выразили понимание и поддержку, например, такими словами: «Понимаю, что тебе было сложно…», а потом высказали свои критические замечания и выразили надежду, что вместе можно подумать, как исправить эту ошибку, то у ребенка будет формироваться уверенность в себе. Родители должны учиться давать ребенку конструктивную обратную связь, объяснять, как ребенок может справиться со сложными ситуациями. Парадокс воспитания заключается в том, что чем больше взрослые стараются воспитать послушного, покладистого, бесконфликтного человека, тем больше подавляются его воля и самостоятельность. Это может привести к развитию такого негативного явления, как синдром выученной беспомощности. Определение синдрома выученной беспомощности: Выученная беспомощность (англ. Learned helplessness), также приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. Синдром выученной беспомощности формируется, когда все попытки ребенка сделать что-то самостоятельно, терпят неудачу. Отечественный психолог Л.С.Выготский считал, что для ребенка необходима «зона ближайшего развития», где он вместе с взрослым осваивает новые знания и умения. Формируя зону ближайшего развития, взрослые помогают ребенку справляться со сложными задачами, дают возможность поверить в свои силы и способности. Предлагаемые упражнения помогут родителям лучше понимать своих детей, создают оптимальные условия для их развития и воспитания. ПРАКТИКУМ Упражнения для родителей. Упражнение «Остров» Проводится индивидуально. Цель: взаимодействие со своей позицией «внутреннего ребенка» Для выполнения этого упражнения нужно сесть, закрыть глаза и представить в своем воображении какой-нибудь необитаемый остров. Это может быть образ какого-то реального острова, который вы когда-то видели, или это может быть новый образ, который вы создадите. Погуляйте по этому острову, обращая внимание на свои ощущения. А теперь представьте, что случайным образом на этом острове оказался ребенок, и он идет вам на встречу. Приглядевшись можно увидеть, что этот ребенок – вы в детстве. Для этой встречи можно вспомнить какую-то свою детскую фотографию. Посмотрите внимательно на этого ребенка и постарайтесь ответить себе на следующие вопросы: Что я чувствую, глядя на этого ребенка? Что я хочу сделать для него сейчас? Что я могу ему предложить? Что нужно этому ребенку? Какие слова я могу ему сказать? Как могу поддержать ребенка? После этого попращайтесь с ребенком и прислушайтесь к своим чувствам: Какой была для вас эта встреча? После этого откройте глаза и проанализируйте свое «путешествие» по этому острову и свою встречу с ребенком. Это упражнение проявляет наше отношение к «внутреннему ребенку» и помогает восполнить дефицит внимания, любви и принятия, который, возможно, мы испытывали в детстве. Встреча с «внутренним ребенком» - это возможность стать «родителем» для самого себя. Упражнение «Завязки» Проводится в группе и наглядно демонстрирует, как взрослые своими замечаниями, ограничениями и обесцениванием нарушают личные границы ребенка и лишают его способности к инициативности и самостоятельности. Это упражнение показывает, как мы «привязываем» своего ребенка к себе и боимся отпустить. Цель: осознание и принятие родителями личных границ ребенка, снижение уровня контроля со стороны родителей. В группе одному из родителей предлагают роль ребенка. (Все упражнения на тренингах проводятся на добровольной основе). Ведущий тренинга произносит наиболее частные фразы родителей, которые они произносят, когда ограничивают и контролируют ребенка, и поочередно завязывает веревками или шарфами «ребенка»: Не хватай всё руками – и для наглядности завязывает ему руки; Не ходи туда, там опасно – и для наглядности завязываем ему ноги; Не болтай, замолчи, заткнись – завязываем ему рот; Не слушай, тебе еще рано – завязываем уши; Не смотри туда – закрываем глаза Беспомощный «ребенок», у которого нет возможности действовать, выражать свои чувства и мысли, вынужден полностью подчиниться взрослому, который «заботиться» о нем. Что в такой ситуации чувствует ребенок? Далее предлагается освободиться от этих «завязок». Обсуждая это наглядное упражнение, родители рассматривают различные варианты взаимодействия с ребенком. Упражнение «Обмен ролями» Полезное упражнение для родителей, которое помогает рассмотреть конфликтные ситуации в общении с ребенком и увидеть свою родительскую позицию со стороны. Упражнение проводиться в группе. Для проведения упражнения нужно 2 стула и 2 добровольца. Остальные участники выступают в роли наблюдателей и после упражнения могут дать свои комментарии. Родители, которые хотят принять участие в данном упражнении садятся на 2 предложенных стула друг против друга. Один участник играет роль родителя в предлагаемой проблемной ситуации, другой – роль ребенка. Например, рассматривается типичная ситуация: мама переживает по поводу того, что ребенок плохо ест, ребенок капризничает за столом, отказывается есть, как ему кажется, невкусные блюда. В ходе упражнения несколько раз участники меняются ролями: мама пересаживается на стул «ребенка», и с этой позиции начинает общаться с «родителем». Упражнение проводится до тех пор, пока участник в роли родителя не найдет конструктивный способ ведения диалога с ребенком. Роль ведущего – это роль арбитра, который помогает участникам найти разумный компромисс в данной ситуации. После упражнения все участники обсуждают аналогичные ситуации, когда ребенок проявляет непослушание, и рассматривают варианты, как можно реагировать на такое поведение спокойно и уверенно. Психологические приемы для развития уверенности и самоидентичности (эго-идентичности) ребенка. Упражнение «Мое имя» (для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников) Идентичность – то есть осознание себя как отдельной личности, чувства «Я есть Я», формируется в раннем детстве. В отечественной психологии возраст рождения личности – это период кризиса трех лет. Имя для человека – основа самоидентичности. Цель: помочь ребенку принимать себя и свое имя. Вместе с ребенком на листе бумаги изобразите красивыми буквами имя ребенка. Раскрасьте каждую букву имени, дополните узорами. Обсудите вместе с ребенком, нравится ли ему такое изображение имени, что бы он хотел добавить к рисунку, что значит его имя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006 Бретт Дорис Жила-была девочка, похожая на тебя…Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс» 1996 Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 Воронова А.А. Арт-терапия для дошкольников. М., ТЦ СФЕРА, 2018 Воронова А.А. Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога, М., АППК, 2015 Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога, М. ТЦ СФЕРА, 2019 Воронова А.А. Школа разумного родительства, М., ТЦ СФЕРА, 2020 Драпкин Б.З. Терапия материнской любовью. – М., ДеЛи принт, 2004 Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – С-Пб., «Изд-во Союз», 2010 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С-Пб, «Речь», 2012 Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М., Класс. 1986 Корчак Я. Как любить ребенка. – М., Изд-во «Книга», 1980 Маховская О., Василькина Ю. Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научится понимать своего ребенка. – М.,ЭКСМО, 2011 Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб.пособие. - М., 2006. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., Изд. МГУ, 2015 Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М., 2002 Шишкова С.Ю. Создайте счастливый сценарий своей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых. – М., Изд-во АСТ, 2018 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999
27 сентября 2020 Мало кто из нас помнит себя в младенческом возрасте, скорее мы знаем о себе в этот период, благодаря фотографиям и воспоминаниям родителей… Младенчество – важная веха в развитии ребенка: тот эмоциональный опыт, который мы получаем в этот период во многом влияет на наше отношение к жизни. С точки зрения основателя направления Эго-психологии Эрика Эриксона, в этот период формируется базовое доверие к миру. Чтобы ребёнок обрел такое качество, как доверие, мать ребёнка должна проявлять чуткую заботу о его потребностях. Также, сама мама, должна понимать, что она является тем человеком, которому можно доверять. Младенцы отзеркаливают (отражают) эмоциональное состояние родителей. В результате чуткого проявления заботы со стороны матери, у ребёнка появляется ощущение, что «все хорошо», и этот мир настроен к нему доброжелательно. Обычно дети со сформированным доверительным отношением к миру имеют более спокойный сон, отсутствует напряжённость во внутренних органах, в целом такие дети более здоровы. При развитии доверия ребёнок постепенно начинает доверять окружающим, легко входит с ними в контакт, меньше проявляет гнева и тревоги. В будущем такие дети легче устанавливают хорошие отношения с окружающими, в целом более спокойны и имеют оптимистичный взгляд на жизнь. К сожалению, бывает такое, что на этапе младенчества у ребёнка может сформироваться недоверие. Происходит это из-за того, что мать не обеспечивает потребностей ребёнка, что ребёнок может ощущать себя покинутым, ненужным. Ребёнок часто остаётся без внимания или ещё страшнее - мать проявляет агрессию к нему, допускает агрессивные слова в его адрес, агрессивные действия, она может быть абсолютно холодной по отношению к нему. Бывает, что мать отказывается от ребёнка, что также нарушает его доверительно отношение к миру, как бы хорошо за ним не ухаживали другие люди в этом возрасте, у ребёнка с большой вероятностью будет сформировано недоверие к миру, ребёнок не может понять, где его мама. Такие дети чаще болеют, они неспокойны, испытывают напряжение. Таким детям сложно устанавливать хороший контакт с окружающим миром. В будущем такие люди также могут испытывать сильное напряжение, так как мир кажется им небезопасным местом. Уникальные переживания и свои первые воспоминания в период младенчества описал в своей «Исповеди» Лев Николаевич Толстой: «Вот первые мои воспоминания, такие, которые я не умею поставить по порядку, не зная, что было прежде, что после. О некоторых даже не знаю, было ли то во сне или наяву. Вот они. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться. Надо мною стоят, нагнувшись, кто-то, я не помню кто, и все это в полутьме, но я помню, что двое, и крик мой действует на них: они тревожатся от моего крика, но не развязывают меня, чего я хочу, и я кричу еще громче. Им кажется, что это нужно (то есть то, чтобы я был связан), тогда как я знаю, что это не нужно, в хочу доказать им это, и я заливаюсь криком, противным для самого меня, но неудержимым. Я чувствую несправедливость и жестокость не людей, потому что они жалеют меня, но судьбы и жалость над самим собою. Я не знаю и никогда не узнаю, что такое это было: пеленали ли меня, когда я был грудной, и я выдирал руки, или это пеленали меня, уже когда мне было больше года, чтобы я не расчесывал лишаи; собрал ли я в одно это воспоминание, как это бывает во сне, много впечатлений, но верно то, что это было первое и самое сильное мое впечатление жизни. И памятно мне не крик мой, не страдания, но сложность, противоречивость впечатления. Мне хочется свободы, она никому не мешает, и меня мучают. Им меня жалко, и они завязывают меня. И я, кому всё нужно, я слаб, а они сильны». Эти воспоминания являются прекрасной иллюстрацией того, как ребенок ощущает свою слабость и зависимость, как важно учитывать состояние ребенка. Мы понимаем, что дети не бывают плохими от рождения. Исследования детских психологов показывают, что детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению. К сожалению, не все родители учитывают эти базовые потребности ребенка. Эмоциональные срывы, капризы, протест, нарушения поведения, агрессивность, тревожность – результат неправильного воспитания взрослых. Чтобы почувствовать свою силу и уверенность, детям приходится приспосабливаться и манипулировать. Т.Д.Зиневич-Евстигнеева считает, что: Ребенок ведет себя плохо: При эмоциональном отвержении, то есть чувствует, что его не принимают таким, какой он есть Когда у него не сформировано чувство меры Если не умеет взаимодействовать с другими, учитывая их желания Когда хочет привлечь к себе внимание Так как ему страшно, тревожно и он боится не оправдать ожидания взрослых Когда хочет отомстить за что-то взрослому Каковы же были причины частых эмоциональных срывов детей дошкольного и младшего школьного возраста? К сожалению, родители не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей. Они ожидают осознанного, ответственного поведения взрослого человека от ребенка, у которого еще недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, а именно - способность управлять своими эмоциями. Взрослые большое внимание уделяют развитию познавательных способностей – умениям читать, считать, писать – однако эмоциональному интеллекту – важной составляющей успешности ребенка в школе – уделяется меньше внимания. В современной психологии есть такое понятие «эмоциональный интеллект». Мы, как правило, больше внимания обращаем на развитие умственных способностей, развиваем логическое мышление, память и внимание. Однако эмоциональный интеллект повышает уровень самоконтроля и формирует коммуникативные навыки. Эмоциональный интеллект способствует творческому отношению к жизни. Можно сказать, что арт-терапия развивает эмоциональный интеллект, помогает человеку не подавлять свои эмоции, а управлять ими. Родители и педагоги в этом вопросе могут быть примером того, как реагировать на различные события, как уметь сохранять спокойствие в сложных ситуациях, как проявлять эмпатию и понимание даже в тех случаях, когда есть раздражающие факторы. Ребенок в дошкольном возрасте воспринимает поведение взрослых как некий образец для подражания. Одним из способов развития эмоционального интеллекта является арт-терапия. Арт-терапевтические упражнения помогают детям преодолеть трудности эмоционального развития. Арт-терапия дает возможность для ребенка и родителей: Выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные; Выйти за привычные рамки стереотипов; Проявлять спонтанность; Узнать больше о своих внутренних переживаниях; Повысить самооценку; Развивать познавательную активность, символическую функцию мышления и воображение; Проявить свое творческое начало. Для психологов арт-терапевтические упражнения могут помочь: Установить доверительные отношения; В интерпретации и диагностики актуального состояния. Рассмотрим, в каких ситуациях уместна арт-терапия: Нарушения в эмоционально-волевой сфере (капризы, упрямство, повышенная тревожность, неуверенность, страхи); Актуальный стресс, психотравмирующая ситуация (развод родителей, новая школа, новые требования); Искаженная самооценка. Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важнейших компонентов социализации и психологической адаптации. Поступление в детский сад, школу, новые учителя и воспитатели, переезд в другой город – факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка. Например, с поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что от «хочет». Это требует волевых усилий, умения соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями. С другой стороны, первокласснику приятно чувствовать себя более взрослым, ответственным, видеть, что окружающие воспринимают его уже как школьника. Такое положение вызывает у ребенка амбивалентные (двойственные) переживания: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником, не справиться с новой позицией. Признать свою несостоятельность – значит пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. В таком случае ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, и его реакции на учебные проблемы носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае не в себе. С его точки зрения, к нему предвзято, несправедливо относятся – учителя занижают его оценки, родители наказывают ни за что, одноклассники подшучивают. Такая реакция носит защитный характер, но, к сожалению, не решает его проблем. В такой ситуации повышение требований к ученику со стороны родителей только усугубляет положение. Внимание к ребенку, вовлечение его в арт-терапевтические занятия помогают ему без психологических потерь выбраться из травмирующей, стрессовой ситуации; помогают ему сохранить самооценку и формируют веру в свои сильные стороны. Для того, чтобы ребенок поверил в себя, ему очень важно, чтобы кто-то из взрослых отмечал его успех, пусть даже в незначительных делах, не связанных со школьной успеваемостью. К сожалению, мы привыкли обращать внимание на недостатки, мы считаем, что необходимо указывать, что ребенок делает не так, а то, что у него что-то получается, воспринимается как само собой разумеющееся. Я часто сталкиваюсь с родительской позицией, что хвалить детей опасно, это приведет к тому, что они будут слишком высокого мнения о себе. Хвалить нужно за реальные достижения, поощряя активность ребенка, его стремление к новым успехам. Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и здоровыми, чтобы они, став взрослыми, добились больших успехов. Основными характеристиками успешной личности являются уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, умение проявлять инициативу. Консультируя повзрослевших «детей», - внешне благополучных, достигших определенных успехов в карьере, профессиональной деятельности, я часто слышу такие фразы: «В детстве я старалась (или старался) сделать всё, чтобы родители были мной довольны. Даже если мне было не понятно, зачем мне это нужно, я стремилась (стремился) угодить, понравиться. Мне казалось, что именно так можно заслужить внимание и любовь». Это пример того, как деструктивная критика родителей разрушала веру в свои силы. На первый взгляд, что плохого в том, что человек стремиться сделать всё, чтобы родители им были довольны? Если родители учитывают потребности своего ребенка, и желания ребенка и родителей совпадают, то в этом действительно нет ничего плохого. Если в ситуации, когда ребенок совершил ошибку, не справился с заданием, мы сначала выразили понимание и поддержку, например, такими словами: «Понимаю, что тебе было сложно…», а потом высказали свои критические замечания и выразили надежду, что вместе можно подумать, как исправить эту ошибку, то у ребенка будет формироваться уверенность в себе. Родители должны учиться давать ребенку конструктивную обратную связь, объяснять, как ребенок может справиться со сложными ситуациями. Парадокс воспитания заключается в том, что чем больше взрослые стараются воспитать послушного, покладистого, бесконфликтного человека, тем больше подавляются его воля и самостоятельность. Это может привести к развитию такого негативного явления, как синдром выученной беспомощности. Определение синдрома выученной беспомощности: Выученная беспомощность (англ. Learned helplessness), также приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. Синдром выученной беспомощности формируется, когда все попытки ребенка сделать что-то самостоятельно, терпят неудачу. Отечественный психолог Л.С.Выготский считал, что для ребенка необходима «зона ближайшего развития», где он вместе с взрослым осваивает новые знания и умения. Формируя зону ближайшего развития, взрослые помогают ребенку справляться со сложными задачами, дают возможность поверить в свои силы и способности. Предлагаемые упражнения помогут родителям лучше понимать своих детей, создают оптимальные условия для их развития и воспитания. ПРАКТИКУМ Упражнения для родителей. Упражнение «Остров» Проводится индивидуально. Цель: взаимодействие со своей позицией «внутреннего ребенка» Для выполнения этого упражнения нужно сесть, закрыть глаза и представить в своем воображении какой-нибудь необитаемый остров. Это может быть образ какого-то реального острова, который вы когда-то видели, или это может быть новый образ, который вы создадите. Погуляйте по этому острову, обращая внимание на свои ощущения. А теперь представьте, что случайным образом на этом острове оказался ребенок, и он идет вам на встречу. Приглядевшись можно увидеть, что этот ребенок – вы в детстве. Для этой встречи можно вспомнить какую-то свою детскую фотографию. Посмотрите внимательно на этого ребенка и постарайтесь ответить себе на следующие вопросы: Что я чувствую, глядя на этого ребенка? Что я хочу сделать для него сейчас? Что я могу ему предложить? Что нужно этому ребенку? Какие слова я могу ему сказать? Как могу поддержать ребенка? После этого попращайтесь с ребенком и прислушайтесь к своим чувствам: Какой была для вас эта встреча? После этого откройте глаза и проанализируйте свое «путешествие» по этому острову и свою встречу с ребенком. Это упражнение проявляет наше отношение к «внутреннему ребенку» и помогает восполнить дефицит внимания, любви и принятия, который, возможно, мы испытывали в детстве. Встреча с «внутренним ребенком» - это возможность стать «родителем» для самого себя. Упражнение «Завязки» Проводится в группе и наглядно демонстрирует, как взрослые своими замечаниями, ограничениями и обесцениванием нарушают личные границы ребенка и лишают его способности к инициативности и самостоятельности. Это упражнение показывает, как мы «привязываем» своего ребенка к себе и боимся отпустить. Цель: осознание и принятие родителями личных границ ребенка, снижение уровня контроля со стороны родителей. В группе одному из родителей предлагают роль ребенка. (Все упражнения на тренингах проводятся на добровольной основе). Ведущий тренинга произносит наиболее частные фразы родителей, которые они произносят, когда ограничивают и контролируют ребенка, и поочередно завязывает веревками или шарфами «ребенка»: Не хватай всё руками – и для наглядности завязывает ему руки; Не ходи туда, там опасно – и для наглядности завязываем ему ноги; Не болтай, замолчи, заткнись – завязываем ему рот; Не слушай, тебе еще рано – завязываем уши; Не смотри туда – закрываем глаза Беспомощный «ребенок», у которого нет возможности действовать, выражать свои чувства и мысли, вынужден полностью подчиниться взрослому, который «заботиться» о нем. Что в такой ситуации чувствует ребенок? Далее предлагается освободиться от этих «завязок». Обсуждая это наглядное упражнение, родители рассматривают различные варианты взаимодействия с ребенком. Упражнение «Обмен ролями» Полезное упражнение для родителей, которое помогает рассмотреть конфликтные ситуации в общении с ребенком и увидеть свою родительскую позицию со стороны. Упражнение проводиться в группе. Для проведения упражнения нужно 2 стула и 2 добровольца. Остальные участники выступают в роли наблюдателей и после упражнения могут дать свои комментарии. Родители, которые хотят принять участие в данном упражнении садятся на 2 предложенных стула друг против друга. Один участник играет роль родителя в предлагаемой проблемной ситуации, другой – роль ребенка. Например, рассматривается типичная ситуация: мама переживает по поводу того, что ребенок плохо ест, ребенок капризничает за столом, отказывается есть, как ему кажется, невкусные блюда. В ходе упражнения несколько раз участники меняются ролями: мама пересаживается на стул «ребенка», и с этой позиции начинает общаться с «родителем». Упражнение проводится до тех пор, пока участник в роли родителя не найдет конструктивный способ ведения диалога с ребенком. Роль ведущего – это роль арбитра, который помогает участникам найти разумный компромисс в данной ситуации. После упражнения все участники обсуждают аналогичные ситуации, когда ребенок проявляет непослушание, и рассматривают варианты, как можно реагировать на такое поведение спокойно и уверенно. Психологические приемы для развития уверенности и самоидентичности (эго-идентичности) ребенка. Упражнение «Мое имя» (для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников) Идентичность – то есть осознание себя как отдельной личности, чувства «Я есть Я», формируется в раннем детстве. В отечественной психологии возраст рождения личности – это период кризиса трех лет. Имя для человека – основа самоидентичности. Цель: помочь ребенку принимать себя и свое имя. Вместе с ребенком на листе бумаги изобразите красивыми буквами имя ребенка. Раскрасьте каждую букву имени, дополните узорами. Обсудите вместе с ребенком, нравится ли ему такое изображение имени, что бы он хотел добавить к рисунку, что значит его имя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006 Бретт Дорис Жила-была девочка, похожая на тебя…Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс» 1996 Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013 Воронова А.А. Арт-терапия для дошкольников. М., ТЦ СФЕРА, 2018 Воронова А.А. Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога, М., АППК, 2015 Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога, М. ТЦ СФЕРА, 2019 Воронова А.А. Школа разумного родительства, М., ТЦ СФЕРА, 2020 Драпкин Б.З. Терапия материнской любовью. – М., ДеЛи принт, 2004 Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – С-Пб., «Изд-во Союз», 2010 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С-Пб, «Речь», 2012 Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М., Класс. 1986 Корчак Я. Как любить ребенка. – М., Изд-во «Книга», 1980 Маховская О., Василькина Ю. Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научится понимать своего ребенка. – М.,ЭКСМО, 2011 Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб.пособие. - М., 2006. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., Изд. МГУ, 2015 Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М., 2002 Шишкова С.Ю. Создайте счастливый сценарий своей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых. – М., Изд-во АСТ, 2018 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999