Взрослым о воспитании
Взрослым о воспитании
Взрослым о воспитании
27 сентября 2020  

Мало кто из нас помнит себя в младенческом возрасте, скорее мы знаем о себе в этот период, благодаря фотографиям и воспоминаниям родителей… Младенчество – важная веха в развитии ребенка: тот эмоциональный опыт, который мы получаем в этот период во многом влияет на наше отношение к жизни. С точки зрения основателя направления Эго-психологии Эрика Эриксона, в этот период формируется базовое доверие к миру.

Чтобы ребёнок обрел такое качество, как доверие, мать ребёнка должна проявлять чуткую заботу о его потребностях. Также, сама мама, должна понимать, что она является тем человеком, которому можно доверять. Младенцы отзеркаливают (отражают) эмоциональное состояние родителей. В результате чуткого проявления заботы со стороны матери, у ребёнка появляется ощущение, что «все хорошо», и этот мир настроен к нему доброжелательно. Обычно дети со сформированным доверительным отношением к миру имеют более спокойный сон, отсутствует напряжённость во внутренних органах, в целом такие дети более здоровы. При развитии доверия ребёнок постепенно начинает доверять окружающим, легко входит с ними в контакт, меньше проявляет гнева и тревоги. В будущем такие дети легче устанавливают хорошие отношения с окружающими, в целом более спокойны и имеют оптимистичный взгляд на жизнь.

К сожалению, бывает такое, что на этапе младенчества у ребёнка может сформироваться недоверие. Происходит это из-за того, что мать не обеспечивает потребностей ребёнка, что ребёнок может ощущать себя покинутым, ненужным. Ребёнок часто остаётся без внимания или ещё страшнее - мать проявляет агрессию к нему, допускает агрессивные слова в его адрес, агрессивные действия, она может быть абсолютно холодной по отношению к нему. Бывает, что мать отказывается от ребёнка, что также нарушает его доверительно отношение к миру, как бы хорошо за ним не ухаживали другие люди в этом возрасте, у ребёнка с большой вероятностью будет сформировано недоверие к миру, ребёнок не может понять, где его мама. Такие дети чаще болеют, они неспокойны, испытывают напряжение. Таким детям сложно устанавливать хороший контакт с окружающим миром. В будущем такие люди также могут испытывать сильное напряжение, так как мир кажется им небезопасным местом.

Уникальные переживания и свои первые воспоминания в период младенчества описал в своей «Исповеди» Лев Николаевич Толстой: «Вот первые мои воспоминания, такие, которые я не умею поставить по порядку, не зная, что было прежде, что после. О некоторых даже не знаю, было ли то во сне или наяву. Вот они. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться. Надо мною стоят, нагнувшись, кто-то, я не помню кто, и все это в полутьме, но я помню, что двое, и крик мой действует на них: они тревожатся от моего крика, но не развязывают меня, чего я хочу, и я кричу еще громче. Им кажется, что это нужно (то есть то, чтобы я был связан), тогда как я знаю, что это не нужно, в хочу доказать им это, и я заливаюсь криком, противным для самого меня, но неудержимым. Я чувствую несправедливость и жестокость не людей, потому что они жалеют меня, но судьбы и жалость над самим собою. Я не знаю и никогда не узнаю, что такое это было: пеленали ли меня, когда я был грудной, и я выдирал руки, или это пеленали меня, уже когда мне было больше года, чтобы я не расчесывал лишаи; собрал ли я в одно это воспоминание, как это бывает во сне, много впечатлений, но верно то, что это было первое и самое сильное мое впечатление жизни. И памятно мне не крик мой, не страдания, но сложность, противоречивость впечатления. Мне хочется свободы, она никому не мешает, и меня мучают. Им меня жалко, и они завязывают меня. И я, кому всё нужно, я слаб, а они сильны».

Эти воспоминания являются прекрасной иллюстрацией того, как ребенок ощущает свою слабость и зависимость, как важно учитывать состояние ребенка.

Мы понимаем, что дети не бывают плохими от рождения. Исследования детских психологов показывают, что детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению. К сожалению, не все родители учитывают эти базовые потребности ребенка. Эмоциональные срывы, капризы, протест, нарушения поведения, агрессивность, тревожность – результат неправильного воспитания взрослых. Чтобы почувствовать свою силу и уверенность, детям приходится приспосабливаться и манипулировать. Т.Д.Зиневич-Евстигнеева считает, что:

Ребенок ведет себя плохо:

  • При эмоциональном отвержении, то есть чувствует, что его не принимают таким, какой он есть

  • Когда у него не сформировано чувство меры

  • Если не умеет взаимодействовать с другими, учитывая их желания

  • Когда хочет привлечь к себе внимание

  • Так как ему страшно, тревожно и он боится не оправдать ожидания взрослых

  • Когда хочет отомстить за что-то взрослому

Каковы же были причины частых эмоциональных срывов детей дошкольного и младшего школьного возраста? К сожалению, родители не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей. Они ожидают осознанного, ответственного поведения взрослого человека от ребенка, у которого еще недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, а именно - способность управлять своими эмоциями. Взрослые большое внимание уделяют развитию познавательных способностей – умениям читать, считать, писать – однако эмоциональному интеллекту – важной составляющей успешности ребенка в школе – уделяется меньше внимания. В современной психологии есть такое понятие «эмоциональный интеллект». Мы, как правило, больше внимания обращаем на развитие умственных способностей, развиваем логическое мышление, память и внимание. Однако эмоциональный интеллект повышает уровень самоконтроля и формирует коммуникативные навыки. Эмоциональный интеллект способствует творческому отношению к жизни. Можно сказать, что арт-терапия развивает эмоциональный интеллект, помогает человеку не подавлять свои эмоции, а управлять ими.

Родители и педагоги в этом вопросе могут быть примером того, как реагировать на различные события, как уметь сохранять спокойствие в сложных ситуациях, как проявлять эмпатию и понимание даже в тех случаях, когда есть раздражающие факторы. Ребенок в дошкольном возрасте воспринимает поведение взрослых как некий образец для подражания.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является арт-терапия.

Арт-терапевтические упражнения помогают детям преодолеть трудности эмоционального развития. Арт-терапия дает возможность для ребенка и родителей:

  • Выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные;

  • Выйти за привычные рамки стереотипов;

  • Проявлять спонтанность;

  • Узнать больше о своих внутренних переживаниях;

  • Повысить самооценку;

  • Развивать познавательную активность, символическую функцию мышления и воображение;

  • Проявить свое творческое начало.

Для психологов арт-терапевтические упражнения могут помочь:

  • Установить доверительные отношения;

  • В интерпретации и диагностики актуального состояния.

Рассмотрим, в каких ситуациях уместна арт-терапия:

  • Нарушения в эмоционально-волевой сфере (капризы, упрямство, повышенная тревожность, неуверенность, страхи);

  • Актуальный стресс, психотравмирующая ситуация (развод родителей, новая школа, новые требования);

  • Искаженная самооценка.

Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важнейших компонентов социализации и психологической адаптации. Поступление в детский сад, школу, новые учителя и воспитатели, переезд в другой город – факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка. Например, с поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что от «хочет». Это требует волевых усилий, умения соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями. С другой стороны, первокласснику приятно чувствовать себя более взрослым, ответственным, видеть, что окружающие воспринимают его уже как школьника. Такое положение вызывает у ребенка амбивалентные (двойственные) переживания: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником, не справиться с новой позицией. Признать свою несостоятельность – значит пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. В таком случае ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, и его реакции на учебные проблемы носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае не в себе. С его точки зрения, к нему предвзято, несправедливо относятся – учителя занижают его оценки, родители наказывают ни за что, одноклассники подшучивают. Такая реакция носит защитный характер, но, к сожалению, не решает его проблем. В такой ситуации повышение требований к ученику со стороны родителей только усугубляет положение. Внимание к ребенку, вовлечение его в арт-терапевтические занятия помогают ему без психологических потерь выбраться из травмирующей, стрессовой ситуации; помогают ему сохранить самооценку и формируют веру в свои сильные стороны. Для того, чтобы ребенок поверил в себя, ему очень важно, чтобы кто-то из взрослых отмечал его успех, пусть даже в незначительных делах, не связанных со школьной успеваемостью. К сожалению, мы привыкли обращать внимание на недостатки, мы считаем, что необходимо указывать, что ребенок делает не так, а то, что у него что-то получается, воспринимается как само собой разумеющееся. Я часто сталкиваюсь с родительской позицией, что хвалить детей опасно, это приведет к тому, что они будут слишком высокого мнения о себе. Хвалить нужно за реальные достижения, поощряя активность ребенка, его стремление к новым успехам.

Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и здоровыми, чтобы они, став взрослыми, добились больших успехов. Основными характеристиками успешной личности являются уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, умение проявлять инициативу.

Консультируя повзрослевших «детей», - внешне благополучных, достигших определенных успехов в карьере, профессиональной деятельности, я часто слышу такие фразы: «В детстве я старалась (или старался) сделать всё, чтобы родители были мной довольны. Даже если мне было не понятно, зачем мне это нужно, я стремилась (стремился) угодить, понравиться. Мне казалось, что именно так можно заслужить внимание и любовь». Это пример того, как деструктивная критика родителей разрушала веру в свои силы. На первый взгляд, что плохого в том, что человек стремиться сделать всё, чтобы родители им были довольны? Если родители учитывают потребности своего ребенка, и желания ребенка и родителей совпадают, то в этом действительно нет ничего плохого. Если в ситуации, когда ребенок совершил ошибку, не справился с заданием, мы сначала выразили понимание и поддержку, например, такими словами: «Понимаю, что тебе было сложно…», а потом высказали свои критические замечания и выразили надежду, что вместе можно подумать, как исправить эту ошибку, то у ребенка будет формироваться уверенность в себе.

Родители должны учиться давать ребенку конструктивную обратную связь, объяснять, как ребенок может справиться со сложными ситуациями.

Парадокс воспитания заключается в том, что чем больше взрослые стараются воспитать послушного, покладистого, бесконфликтного человека, тем больше подавляются его воля и самостоятельность. Это может привести к развитию такого негативного явления, как синдром выученной беспомощности.

 

Определение синдрома выученной беспомощности:

Выученная беспомощность (англ. Learned helplessness), также приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Синдром выученной беспомощности формируется, когда все попытки ребенка сделать что-то самостоятельно, терпят неудачу. Отечественный психолог Л.С.Выготский считал, что для ребенка необходима «зона ближайшего развития», где он вместе с взрослым осваивает новые знания и умения. Формируя зону ближайшего развития, взрослые помогают ребенку справляться со сложными задачами, дают возможность поверить в свои силы и способности.

Предлагаемые упражнения помогут родителям лучше понимать своих детей, создают оптимальные условия для их развития и воспитания.

 

ПРАКТИКУМ

Упражнения для родителей.

Упражнение «Остров»

Проводится индивидуально.

Цель: взаимодействие со своей позицией «внутреннего ребенка»

Для выполнения этого упражнения нужно сесть, закрыть глаза и представить в своем воображении какой-нибудь необитаемый остров. Это может быть образ какого-то реального острова, который вы когда-то видели, или это может быть новый образ, который вы создадите.

Погуляйте по этому острову, обращая внимание на свои ощущения.

А теперь представьте, что случайным образом на этом острове оказался ребенок, и он идет вам на встречу. Приглядевшись можно увидеть, что этот ребенок – вы в детстве. Для этой встречи можно вспомнить какую-то свою детскую фотографию.

Посмотрите внимательно на этого ребенка и постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

  • Что я чувствую, глядя на этого ребенка?

  • Что я хочу сделать для него сейчас?

  • Что я могу ему предложить?

  • Что нужно этому ребенку?

  • Какие слова я могу ему сказать?

  • Как могу поддержать ребенка?

После этого попращайтесь с ребенком и прислушайтесь к своим чувствам: Какой была для вас эта встреча?

После этого откройте глаза и проанализируйте свое «путешествие» по этому острову и свою встречу с ребенком.

Это упражнение проявляет наше отношение к «внутреннему ребенку» и помогает восполнить дефицит внимания, любви и принятия, который, возможно, мы испытывали в детстве. Встреча с «внутренним ребенком» - это возможность стать «родителем» для самого себя.

 

Упражнение «Завязки»

Проводится в группе и наглядно демонстрирует, как взрослые своими замечаниями, ограничениями и обесцениванием нарушают личные границы ребенка и лишают его способности к инициативности и самостоятельности.

Это упражнение показывает, как мы «привязываем» своего ребенка к себе и боимся отпустить.

Цель: осознание и принятие родителями личных границ ребенка, снижение уровня контроля со стороны родителей.

В группе одному из родителей предлагают роль ребенка. (Все упражнения на тренингах проводятся на добровольной основе).

Ведущий тренинга произносит наиболее частные фразы родителей, которые они произносят, когда ограничивают и контролируют ребенка, и поочередно завязывает веревками или шарфами «ребенка»:

  • Не хватай всё руками – и для наглядности завязывает ему руки;

  • Не ходи туда, там опасно – и для наглядности завязываем ему ноги;

  • Не болтай, замолчи, заткнись – завязываем ему рот;

  • Не слушай, тебе еще рано – завязываем уши;

  • Не смотри туда – закрываем глаза

Беспомощный «ребенок», у которого нет возможности действовать, выражать свои чувства и мысли, вынужден полностью подчиниться взрослому, который «заботиться» о нем. Что в такой ситуации чувствует ребенок?

Далее предлагается освободиться от этих «завязок».

Обсуждая это наглядное упражнение, родители рассматривают различные варианты взаимодействия с ребенком.

 

Упражнение «Обмен ролями»

Полезное упражнение для родителей, которое помогает рассмотреть конфликтные ситуации в общении с ребенком и увидеть свою родительскую позицию со стороны.

Упражнение проводиться в группе. Для проведения упражнения нужно 2 стула и 2 добровольца. Остальные участники выступают в роли наблюдателей и после упражнения могут дать свои комментарии.

Родители, которые хотят принять участие в данном упражнении садятся на 2 предложенных стула друг против друга. Один участник играет роль родителя в предлагаемой проблемной ситуации, другой – роль ребенка. Например, рассматривается типичная ситуация: мама переживает по поводу того, что ребенок плохо ест, ребенок капризничает за столом, отказывается есть, как ему кажется, невкусные блюда.

В ходе упражнения несколько раз участники меняются ролями: мама пересаживается на стул «ребенка», и с этой позиции начинает общаться с «родителем». Упражнение проводится до тех пор, пока участник в роли родителя не найдет конструктивный способ ведения диалога с ребенком.

Роль ведущего – это роль арбитра, который помогает участникам найти разумный компромисс в данной ситуации.

После упражнения все участники обсуждают аналогичные ситуации, когда ребенок проявляет непослушание, и рассматривают варианты, как можно реагировать на такое поведение спокойно и уверенно.

Психологические приемы для развития уверенности и самоидентичности (эго-идентичности) ребенка.

 

Упражнение «Мое имя» (для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников)

Идентичность – то есть осознание себя как отдельной личности, чувства «Я есть Я», формируется в раннем детстве. В отечественной психологии возраст рождения личности – это период кризиса трех лет.

Имя для человека – основа самоидентичности.

Цель: помочь ребенку принимать себя и свое имя.

Вместе с ребенком на листе бумаги изобразите красивыми буквами имя ребенка. Раскрасьте каждую букву имени, дополните узорами. Обсудите вместе с ребенком, нравится ли ему такое изображение имени, что бы он хотел добавить к рисунку, что значит его имя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006

  2. Бретт Дорис Жила-была девочка, похожая на тебя…Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс» 1996

  3. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013

  4. Воронова А.А. Арт-терапия для дошкольников. М., ТЦ СФЕРА, 2018

  5. Воронова А.А. Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога, М., АППК, 2015

  6. Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога, М. ТЦ СФЕРА, 2019

  7. Воронова А.А. Школа разумного родительства, М., ТЦ СФЕРА, 2020

  8. Драпкин Б.З. Терапия материнской любовью. – М., ДеЛи принт, 2004

  9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – С-Пб., «Изд-во Союз», 2010

  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С-Пб, «Речь», 2012

  11. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М., Класс. 1986

  12. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., Изд-во «Книга», 1980

  13. Маховская О., Василькина Ю. Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научится понимать своего ребенка. – М.,ЭКСМО, 2011

  14. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб.пособие. - М., 2006.

  15. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., Изд. МГУ, 2015

  16. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М., 2002

  17. Шишкова С.Ю. Создайте счастливый сценарий своей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых. – М., Изд-во АСТ, 2018

  18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999

Взрослым о воспитании
Взрослым о воспитании
Взрослым о воспитании
27 сентября 2020  

Мало кто из нас помнит себя в младенческом возрасте, скорее мы знаем о себе в этот период, благодаря фотографиям и воспоминаниям родителей… Младенчество – важная веха в развитии ребенка: тот эмоциональный опыт, который мы получаем в этот период во многом влияет на наше отношение к жизни. С точки зрения основателя направления Эго-психологии Эрика Эриксона, в этот период формируется базовое доверие к миру.

Чтобы ребёнок обрел такое качество, как доверие, мать ребёнка должна проявлять чуткую заботу о его потребностях. Также, сама мама, должна понимать, что она является тем человеком, которому можно доверять. Младенцы отзеркаливают (отражают) эмоциональное состояние родителей. В результате чуткого проявления заботы со стороны матери, у ребёнка появляется ощущение, что «все хорошо», и этот мир настроен к нему доброжелательно. Обычно дети со сформированным доверительным отношением к миру имеют более спокойный сон, отсутствует напряжённость во внутренних органах, в целом такие дети более здоровы. При развитии доверия ребёнок постепенно начинает доверять окружающим, легко входит с ними в контакт, меньше проявляет гнева и тревоги. В будущем такие дети легче устанавливают хорошие отношения с окружающими, в целом более спокойны и имеют оптимистичный взгляд на жизнь.

К сожалению, бывает такое, что на этапе младенчества у ребёнка может сформироваться недоверие. Происходит это из-за того, что мать не обеспечивает потребностей ребёнка, что ребёнок может ощущать себя покинутым, ненужным. Ребёнок часто остаётся без внимания или ещё страшнее - мать проявляет агрессию к нему, допускает агрессивные слова в его адрес, агрессивные действия, она может быть абсолютно холодной по отношению к нему. Бывает, что мать отказывается от ребёнка, что также нарушает его доверительно отношение к миру, как бы хорошо за ним не ухаживали другие люди в этом возрасте, у ребёнка с большой вероятностью будет сформировано недоверие к миру, ребёнок не может понять, где его мама. Такие дети чаще болеют, они неспокойны, испытывают напряжение. Таким детям сложно устанавливать хороший контакт с окружающим миром. В будущем такие люди также могут испытывать сильное напряжение, так как мир кажется им небезопасным местом.

Уникальные переживания и свои первые воспоминания в период младенчества описал в своей «Исповеди» Лев Николаевич Толстой: «Вот первые мои воспоминания, такие, которые я не умею поставить по порядку, не зная, что было прежде, что после. О некоторых даже не знаю, было ли то во сне или наяву. Вот они. Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться. Надо мною стоят, нагнувшись, кто-то, я не помню кто, и все это в полутьме, но я помню, что двое, и крик мой действует на них: они тревожатся от моего крика, но не развязывают меня, чего я хочу, и я кричу еще громче. Им кажется, что это нужно (то есть то, чтобы я был связан), тогда как я знаю, что это не нужно, в хочу доказать им это, и я заливаюсь криком, противным для самого меня, но неудержимым. Я чувствую несправедливость и жестокость не людей, потому что они жалеют меня, но судьбы и жалость над самим собою. Я не знаю и никогда не узнаю, что такое это было: пеленали ли меня, когда я был грудной, и я выдирал руки, или это пеленали меня, уже когда мне было больше года, чтобы я не расчесывал лишаи; собрал ли я в одно это воспоминание, как это бывает во сне, много впечатлений, но верно то, что это было первое и самое сильное мое впечатление жизни. И памятно мне не крик мой, не страдания, но сложность, противоречивость впечатления. Мне хочется свободы, она никому не мешает, и меня мучают. Им меня жалко, и они завязывают меня. И я, кому всё нужно, я слаб, а они сильны».

Эти воспоминания являются прекрасной иллюстрацией того, как ребенок ощущает свою слабость и зависимость, как важно учитывать состояние ребенка.

Мы понимаем, что дети не бывают плохими от рождения. Исследования детских психологов показывают, что детям от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению. К сожалению, не все родители учитывают эти базовые потребности ребенка. Эмоциональные срывы, капризы, протест, нарушения поведения, агрессивность, тревожность – результат неправильного воспитания взрослых. Чтобы почувствовать свою силу и уверенность, детям приходится приспосабливаться и манипулировать. Т.Д.Зиневич-Евстигнеева считает, что:

Ребенок ведет себя плохо:

  • При эмоциональном отвержении, то есть чувствует, что его не принимают таким, какой он есть

  • Когда у него не сформировано чувство меры

  • Если не умеет взаимодействовать с другими, учитывая их желания

  • Когда хочет привлечь к себе внимание

  • Так как ему страшно, тревожно и он боится не оправдать ожидания взрослых

  • Когда хочет отомстить за что-то взрослому

Каковы же были причины частых эмоциональных срывов детей дошкольного и младшего школьного возраста? К сожалению, родители не всегда учитывают возрастные и индивидуальные особенности своих детей. Они ожидают осознанного, ответственного поведения взрослого человека от ребенка, у которого еще недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, а именно - способность управлять своими эмоциями. Взрослые большое внимание уделяют развитию познавательных способностей – умениям читать, считать, писать – однако эмоциональному интеллекту – важной составляющей успешности ребенка в школе – уделяется меньше внимания. В современной психологии есть такое понятие «эмоциональный интеллект». Мы, как правило, больше внимания обращаем на развитие умственных способностей, развиваем логическое мышление, память и внимание. Однако эмоциональный интеллект повышает уровень самоконтроля и формирует коммуникативные навыки. Эмоциональный интеллект способствует творческому отношению к жизни. Можно сказать, что арт-терапия развивает эмоциональный интеллект, помогает человеку не подавлять свои эмоции, а управлять ими.

Родители и педагоги в этом вопросе могут быть примером того, как реагировать на различные события, как уметь сохранять спокойствие в сложных ситуациях, как проявлять эмпатию и понимание даже в тех случаях, когда есть раздражающие факторы. Ребенок в дошкольном возрасте воспринимает поведение взрослых как некий образец для подражания.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является арт-терапия.

Арт-терапевтические упражнения помогают детям преодолеть трудности эмоционального развития. Арт-терапия дает возможность для ребенка и родителей:

  • Выражать свои эмоции, как позитивные, так и негативные;

  • Выйти за привычные рамки стереотипов;

  • Проявлять спонтанность;

  • Узнать больше о своих внутренних переживаниях;

  • Повысить самооценку;

  • Развивать познавательную активность, символическую функцию мышления и воображение;

  • Проявить свое творческое начало.

Для психологов арт-терапевтические упражнения могут помочь:

  • Установить доверительные отношения;

  • В интерпретации и диагностики актуального состояния.

Рассмотрим, в каких ситуациях уместна арт-терапия:

  • Нарушения в эмоционально-волевой сфере (капризы, упрямство, повышенная тревожность, неуверенность, страхи);

  • Актуальный стресс, психотравмирующая ситуация (развод родителей, новая школа, новые требования);

  • Искаженная самооценка.

Развитие эмоционально-волевой сферы – один из важнейших компонентов социализации и психологической адаптации. Поступление в детский сад, школу, новые учителя и воспитатели, переезд в другой город – факторы, влияющие на эмоциональное состояние ребенка. Например, с поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на то, что ученик «должен», а не на то, что от «хочет». Это требует волевых усилий, умения соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями. С другой стороны, первокласснику приятно чувствовать себя более взрослым, ответственным, видеть, что окружающие воспринимают его уже как школьника. Такое положение вызывает у ребенка амбивалентные (двойственные) переживания: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником, не справиться с новой позицией. Признать свою несостоятельность – значит пойти в разрез с имеющейся у него потребностью сохранить привычную самооценку, чего он не хочет и не может допустить. В таком случае ребенок находится в школе в ситуации неуспеха, и его реакции на учебные проблемы носит, как правило, неадекватный характер: он или отвергает свой неуспех, или ищет причины во внешних обстоятельствах, но ни в коем случае не в себе. С его точки зрения, к нему предвзято, несправедливо относятся – учителя занижают его оценки, родители наказывают ни за что, одноклассники подшучивают. Такая реакция носит защитный характер, но, к сожалению, не решает его проблем. В такой ситуации повышение требований к ученику со стороны родителей только усугубляет положение. Внимание к ребенку, вовлечение его в арт-терапевтические занятия помогают ему без психологических потерь выбраться из травмирующей, стрессовой ситуации; помогают ему сохранить самооценку и формируют веру в свои сильные стороны. Для того, чтобы ребенок поверил в себя, ему очень важно, чтобы кто-то из взрослых отмечал его успех, пусть даже в незначительных делах, не связанных со школьной успеваемостью. К сожалению, мы привыкли обращать внимание на недостатки, мы считаем, что необходимо указывать, что ребенок делает не так, а то, что у него что-то получается, воспринимается как само собой разумеющееся. Я часто сталкиваюсь с родительской позицией, что хвалить детей опасно, это приведет к тому, что они будут слишком высокого мнения о себе. Хвалить нужно за реальные достижения, поощряя активность ребенка, его стремление к новым успехам.

Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливыми и здоровыми, чтобы они, став взрослыми, добились больших успехов. Основными характеристиками успешной личности являются уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, умение проявлять инициативу.

Консультируя повзрослевших «детей», - внешне благополучных, достигших определенных успехов в карьере, профессиональной деятельности, я часто слышу такие фразы: «В детстве я старалась (или старался) сделать всё, чтобы родители были мной довольны. Даже если мне было не понятно, зачем мне это нужно, я стремилась (стремился) угодить, понравиться. Мне казалось, что именно так можно заслужить внимание и любовь». Это пример того, как деструктивная критика родителей разрушала веру в свои силы. На первый взгляд, что плохого в том, что человек стремиться сделать всё, чтобы родители им были довольны? Если родители учитывают потребности своего ребенка, и желания ребенка и родителей совпадают, то в этом действительно нет ничего плохого. Если в ситуации, когда ребенок совершил ошибку, не справился с заданием, мы сначала выразили понимание и поддержку, например, такими словами: «Понимаю, что тебе было сложно…», а потом высказали свои критические замечания и выразили надежду, что вместе можно подумать, как исправить эту ошибку, то у ребенка будет формироваться уверенность в себе.

Родители должны учиться давать ребенку конструктивную обратную связь, объяснять, как ребенок может справиться со сложными ситуациями.

Парадокс воспитания заключается в том, что чем больше взрослые стараются воспитать послушного, покладистого, бесконфликтного человека, тем больше подавляются его воля и самостоятельность. Это может привести к развитию такого негативного явления, как синдром выученной беспомощности.

 

Определение синдрома выученной беспомощности:

Выученная беспомощность (англ. Learned helplessness), также приобретённая или заученная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Феномен открыт американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году.

Синдром выученной беспомощности формируется, когда все попытки ребенка сделать что-то самостоятельно, терпят неудачу. Отечественный психолог Л.С.Выготский считал, что для ребенка необходима «зона ближайшего развития», где он вместе с взрослым осваивает новые знания и умения. Формируя зону ближайшего развития, взрослые помогают ребенку справляться со сложными задачами, дают возможность поверить в свои силы и способности.

Предлагаемые упражнения помогут родителям лучше понимать своих детей, создают оптимальные условия для их развития и воспитания.

 

ПРАКТИКУМ

Упражнения для родителей.

Упражнение «Остров»

Проводится индивидуально.

Цель: взаимодействие со своей позицией «внутреннего ребенка»

Для выполнения этого упражнения нужно сесть, закрыть глаза и представить в своем воображении какой-нибудь необитаемый остров. Это может быть образ какого-то реального острова, который вы когда-то видели, или это может быть новый образ, который вы создадите.

Погуляйте по этому острову, обращая внимание на свои ощущения.

А теперь представьте, что случайным образом на этом острове оказался ребенок, и он идет вам на встречу. Приглядевшись можно увидеть, что этот ребенок – вы в детстве. Для этой встречи можно вспомнить какую-то свою детскую фотографию.

Посмотрите внимательно на этого ребенка и постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

  • Что я чувствую, глядя на этого ребенка?

  • Что я хочу сделать для него сейчас?

  • Что я могу ему предложить?

  • Что нужно этому ребенку?

  • Какие слова я могу ему сказать?

  • Как могу поддержать ребенка?

После этого попращайтесь с ребенком и прислушайтесь к своим чувствам: Какой была для вас эта встреча?

После этого откройте глаза и проанализируйте свое «путешествие» по этому острову и свою встречу с ребенком.

Это упражнение проявляет наше отношение к «внутреннему ребенку» и помогает восполнить дефицит внимания, любви и принятия, который, возможно, мы испытывали в детстве. Встреча с «внутренним ребенком» - это возможность стать «родителем» для самого себя.

 

Упражнение «Завязки»

Проводится в группе и наглядно демонстрирует, как взрослые своими замечаниями, ограничениями и обесцениванием нарушают личные границы ребенка и лишают его способности к инициативности и самостоятельности.

Это упражнение показывает, как мы «привязываем» своего ребенка к себе и боимся отпустить.

Цель: осознание и принятие родителями личных границ ребенка, снижение уровня контроля со стороны родителей.

В группе одному из родителей предлагают роль ребенка. (Все упражнения на тренингах проводятся на добровольной основе).

Ведущий тренинга произносит наиболее частные фразы родителей, которые они произносят, когда ограничивают и контролируют ребенка, и поочередно завязывает веревками или шарфами «ребенка»:

  • Не хватай всё руками – и для наглядности завязывает ему руки;

  • Не ходи туда, там опасно – и для наглядности завязываем ему ноги;

  • Не болтай, замолчи, заткнись – завязываем ему рот;

  • Не слушай, тебе еще рано – завязываем уши;

  • Не смотри туда – закрываем глаза

Беспомощный «ребенок», у которого нет возможности действовать, выражать свои чувства и мысли, вынужден полностью подчиниться взрослому, который «заботиться» о нем. Что в такой ситуации чувствует ребенок?

Далее предлагается освободиться от этих «завязок».

Обсуждая это наглядное упражнение, родители рассматривают различные варианты взаимодействия с ребенком.

 

Упражнение «Обмен ролями»

Полезное упражнение для родителей, которое помогает рассмотреть конфликтные ситуации в общении с ребенком и увидеть свою родительскую позицию со стороны.

Упражнение проводиться в группе. Для проведения упражнения нужно 2 стула и 2 добровольца. Остальные участники выступают в роли наблюдателей и после упражнения могут дать свои комментарии.

Родители, которые хотят принять участие в данном упражнении садятся на 2 предложенных стула друг против друга. Один участник играет роль родителя в предлагаемой проблемной ситуации, другой – роль ребенка. Например, рассматривается типичная ситуация: мама переживает по поводу того, что ребенок плохо ест, ребенок капризничает за столом, отказывается есть, как ему кажется, невкусные блюда.

В ходе упражнения несколько раз участники меняются ролями: мама пересаживается на стул «ребенка», и с этой позиции начинает общаться с «родителем». Упражнение проводится до тех пор, пока участник в роли родителя не найдет конструктивный способ ведения диалога с ребенком.

Роль ведущего – это роль арбитра, который помогает участникам найти разумный компромисс в данной ситуации.

После упражнения все участники обсуждают аналогичные ситуации, когда ребенок проявляет непослушание, и рассматривают варианты, как можно реагировать на такое поведение спокойно и уверенно.

Психологические приемы для развития уверенности и самоидентичности (эго-идентичности) ребенка.

 

Упражнение «Мое имя» (для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников)

Идентичность – то есть осознание себя как отдельной личности, чувства «Я есть Я», формируется в раннем детстве. В отечественной психологии возраст рождения личности – это период кризиса трех лет.

Имя для человека – основа самоидентичности.

Цель: помочь ребенку принимать себя и свое имя.

Вместе с ребенком на листе бумаги изобразите красивыми буквами имя ребенка. Раскрасьте каждую букву имени, дополните узорами. Обсудите вместе с ребенком, нравится ли ему такое изображение имени, что бы он хотел добавить к рисунку, что значит его имя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006

  2. Бретт Дорис Жила-была девочка, похожая на тебя…Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс» 1996

  3. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013

  4. Воронова А.А. Арт-терапия для дошкольников. М., ТЦ СФЕРА, 2018

  5. Воронова А.А. Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога, М., АППК, 2015

  6. Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога, М. ТЦ СФЕРА, 2019

  7. Воронова А.А. Школа разумного родительства, М., ТЦ СФЕРА, 2020

  8. Драпкин Б.З. Терапия материнской любовью. – М., ДеЛи принт, 2004

  9. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – С-Пб., «Изд-во Союз», 2010

  10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С-Пб, «Речь», 2012

  11. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. – М., Класс. 1986

  12. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., Изд-во «Книга», 1980

  13. Маховская О., Василькина Ю. Думай как ребенок, поступай как взрослый. Как научится понимать своего ребенка. – М.,ЭКСМО, 2011

  14. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб.пособие. - М., 2006.

  15. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., Изд. МГУ, 2015

  16. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М., 2002

  17. Шишкова С.Ю. Создайте счастливый сценарий своей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых. – М., Изд-во АСТ, 2018

  18. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС