Статья опубликована в сборнике "Психолог - ХХI". Избранные лекции для студентов отделения психологии. Часть 1. М., МГИ им. Е.Р.Дашковой. 2011г.
Психологическое консультирование и коучинг — современные виды оказания консалтинговых услуг.
Принято считать, что при обращении к специалисту, например, врачу, юристу , мы получим квалифицированный совет, как лучше поступить в той или иной ситуации. Однако психологическое консультирование имеет ряд отличий от привычного понимания оказания консультационных услуг. В буквальном переводе «консультирование» — это КОНСУЛЬТА’ЦИЯ, и, ж. [латин. consultatio — совещание] (спец.).
- Обсуждение какого-н. специального вопроса со специалистом; совещание специалистов. Врачебная к. Пойти на консультацию с юристом. Устроить консультацию.
- Совет специалиста по какому-н. вопросу. Давать консультацию. Заплатить за консультацию.
- Учреждение, оказывающее помощь посредством советов компетентных лиц по каким-н. специальным вопросам (офиц.). Юридическая к. К. охраны материнства и младенчества.
- Постоянная помощь учащимся со стороны преподавателей (педаг.).
Психологи утверждают, что они не дают конкретных советов, они не имеют права решать за своих клиентов, как лучше поступить. Поэтому, прежде всего разберемся в чем специфика психологического консультирования, чем этот вид оказания психологической помощи и поддержки отличается от психотерапии, коучинга. Итак, психотерапия (вне медицинской сферы) — это помощь специалиста в решении широкого спектра жизненных проблем, с которыми сталкивается любой человек. Как правило, это длительный процесс, направленный на то, чтобы клиент мог осознать и разрешить свои внутренние противоречия, мог понять причину возникновения тех трудностей, с которыми он чаще всего сталкивается (непонимание со стороны близких, чувство одиночества и желание соответствовать ожиданиям других). Еще психотерапию определяют как метод лечения психологическими средствами, то есть без медикаментов.
К психотерапевту мы идем, когда хотим избавиться от чего-то, что, как нам кажется, мешает жить комфортно и легко. Конечно, мы можем прожить и без чьей бы то ни было помощи, но все-таки стремление улучшить качество жизни, стремление к психологическому благополучию приводит нас к специалисту, который, по мнению многих их нас, должен «сотворить чудо» и создать для нас эту комфортную и приятную жизнь. От чего же чаще хотят избавиться люди? Конечно же, от боли, страданий, страхов, вредных привычек, негативных эмоций. Это все то, что мешает жить полноценно и насыщенно; большая часть жизненной энергии и сил уходят на борьбу с тем, от чего хочется избавиться, на борьбу со страхами, с волнением перед важным мероприятием, на борьбу с непониманием окружающих. И когда появляется чувство тупика и невозможности справиться с этим состоянием самостоятельно, мы обращаемся к специалисту. Принято считать, что психотерапия — это длительный процесс, в ходе которого решаются не только проблемы, которые нас беспокоят в настоящем, но также затрагиваются более глубинные темы, связанные с прошлым.
Психологическое консультирование — совместный поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Психолог- консультант чаще всего воспринимается как эксперт по психологическим проблемам. От консультанта мы ждем, как правило, оценки сложившейся ситуации и оптимальных решений для преодоления психологических кризисов. К психологу-консультанту мы приходим, когда мы, например, ищем себя, свое место в жизни (профориентационное консультирование), ищем работу, способы выхода из конфликта. Консультационная работа предполагает прежде всего работу над конкретным запросом клиента. Как правило, консультирование длится от 1 до 10 встреч ( психологических сессий, длительность сессии может варьироваться от 1 часа до 2 часов).
Коучинг — современный формат консультирования успешных, благополучных людей. Это способ достижения поставленных целей оптимальным путем, мы ищем и находим вместе с коуч-консультантом. Коучинг — относительно новое явление в сфере оказания консалтинговых услуг. Коучинг (англ. Coahing) — инструмент личностного и профессионального развития, формирование которого началось в 70-х годах ХХ в. Истоки коучинга лежат в спортивном тренерстве, позитивной, когнитивной и организационной психологии, в представлениях об осознанной жизни, возможностях постоянного и целенаправленного развития при активной позиции человека. В отличие от психологического консультирования, коучинг смещает акцент на самостоятельную позицию самого клиента.
К коучу приходят те, кто не хочет останавливаться на достигнутом, кто двигается вперед и стремится к новым высотам, кто готов приложить максимум усилий для достижения успеха. Коучинг дает возможность еще раз убедиться, что успех приходит к тем, кто к нему готов. Цель коучинга раскрыть потенциал клиента, показать ему новые горизонты в личностном развитии, вселить уверенность. Коучинг в большей степени для энергичных и оптимистично настроенных людей, для тех, кто знает, что «стакан наполовину полон» и более того, они хотят его наполнить полностью. «Успех приходит к тем, кто готов двигаться от неудачи к неудаче с оптимизмом». Профессиональный коучинг — это не наставления и советы, не пожелания и рекомендации, не консультации и обсуждения, а стимулирующий разговор, мотивирующий мыслительный процесс, дающий возможность клиенту самому определить свои намерения, сделать выбор и эффективно достичь поставленных целей. Коучинг нельзя также рассматривать как психотерапию. Психотерапия направлена прежде всего на оказание помощи по решению проблем клиента, в то время как коучинг предполагает совместный поиск оптимальных решений и способствует эффективному достижению поставленных целей. Коуч-консультант дает возможность каждому обратиться прежде всего к своим внутренним ресурсам и научиться правильно ими пользоваться. Ведь, как известно, «все, что нужно человеку, есть в нем самом», и необходимо показать, как наиболее рационально можно использовать в будущей профессии индивидуальные способности. Иными словами, коучинг облегчает, оптимизирует движение человека к желаемым целям. Это прежде всего сотрудничество, дающее возможность развиваться каждому участнику этого процесса.
По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности. Учебный коучинг может рассматриваться как одна из форм коучинга личной эффективности в учебной деятельности, а также в процессе адаптации в профессиональной деятельности. По участникам коучинга различают индивидуальный и корпоративный (групповой) коучинг. Обращаясь к консультантам, клиент проявляет более зрелую позицию и желание изменений в своей жизни. Само обращение к психологу уже говорит о том, что человек готов к этим изменениям, и он хочет, чтобы эти изменения были продуманными и психологически грамотными. Директивная модель взаимодействия психолога и клиента заимствована из медицинской практики. Психолог воспринимается скорее как врач, который является специалистом в своем деле. Однако, психолог — даже самый опытный — вряд ли может быть экспертом в вашей жизни. В связи с этим возникает противоречие, с одной стороны, консультант воспринимается с позиции клиента как профессионал, дистанцированный от проблем клиента, с другой — психолог-консультант устанавливает со своим клиентом доверительные отношения, помогает клиенту справиться со своими проблемами и преодолевать жизненные барьеры. Поэтому даже в рамках так называемой директивной модели консультирования психолог является партнером для поиска наиболее эффективных решений своего клиента.
Безусловно, такое разделение достаточно условно, однако оно дает возможность представить направление, тенденцию в работе практического психолога и выбрать тот стиль, который больше соответствует вам и вашему запросу. Преимущества директивной модели очевидны: мы привыкли, обращаясь к специалисту, перекладывать на него ответственность за решение наших проблем. Взамен мы готовы выполнять все его рекомендации и соблюдать условия контракта. Недирективный подход заманчив тем, что отношения между психологом и клиентом строятся на доверии и признании уникальности каждого человека. Основой недирективного или феноменологического направления является то, что человек сам творит свою реальность и сам несет ответственность за свои решения. Задача психолога в данном случае заключается в том, чтобы создать условия для выбора и изменений. Конечно, в данном контексте, коучинг как один из современных и более динамичных видов оказания консалтинговых услуг можно отнести скорее к недирективному направлению.
Параметры сравнения |
Директивная модель (медицинская) |
Недирективная модель (феноменологическая) |
Роль психолога |
Ведущая, доминирующая (врач, учитель) |
Равноправный партнер, собеседник, фасилитатор |
Цели психологического воздействия |
Психологическое здоровье, эмоциональный комфорт, отсутствие симптомов |
Переосмысление жизненного опыта, расширение сознания |
Методы работы |
«хирургическое» устранение нежелательных явлений |
Активное слушание, создание условий для изменений |
Критерии эффективности |
Отсутствие проблемы, с которой обратился клиент |
Переоценка ценностей, личностный рост |
Коучинг предполагает прежде всего активную позицию со стороны самого клиента, желание и готовность преобразовывать свою жизнь, ставить перед собой новые интересные цели и достигать их. Помощь коуч-консультанта заключается в создании пространства диалога для творческого переосмысления жизненного опыта клиента, для поиска эффективных путей достижения цели с учетом индивидуальных особенностей. В таком случае консультант не может ничего навязать или предложить готовые рецепты своему клиенту. Именно совместный поиск создает творческую атмосферу и дает возможность активизировать внутренние ресурсы, внутренний потенциал участников коучингового процесса. Роль коуча заключается в фасилитации (от англ. Facilitate — облегчать) повышении эффективности деятельности личности.
Таким образом, коучинг предполагает зрелую позицию со стороны клиента и помогает ему психологически более грамотно выстраивать жизненный путь. Эта позиция часто обозначается как умение «быть режиссером собственной жизни».