Последствия деструктивного тренинга
Последствия деструктивного тренинга
Последствия деструктивного тренинга
10 апреля 2017  

Слово «тренинг» прочно вошло в современный лексикон. Однако порой мы записываемся на тренинги, не понимая, за что же все-таки мы платим деньги и на что мы тратим время. Давайте разберемся, на какие тренинги действительно стоит ходить, а каких лучше избегать. Прежде всего, определимся с жанром: бывают тренинги психологические, психотерапевтические, учебные (профессиональные), деловые (бизнес-тренинги). Что касается учебных и бизнес-тренингов: для того, чтобы их сделать деструктивными, нужно особенно постараться. На таких тренингах не рассматриваются личностные особенности участников, обсуждаются в основном профессиональные и деловые навыки, необходимые для более успешной деятельности. А вот психологические и психотерапевтические тренинги вызывают больше всего вопросов и непонимания. Во-первых, как их различать, во-вторых, к какому типу тренинга можно отнести так называемые тренинги командообразования или загадочные тренинги личностного роста?

Последствиями деструктивного психологического тренинга являются:

  • Ощущение, что все, что ты делал до тренинга, и как ты жил раньше, было ошибкой, что твои жизненные ценности, принципы были неверными, и твоя самооценка строилась на ложных представлениях о себе
  • Желание постоянно общаться с участниками тренинга, делиться с ними новостями, не связанными с темой тренинга
  • Чувство восторга и благоговения при виде тренера или даже при упоминании его имени
  • Стремление следовать в обыденной жизни всем инструкциям, предложенным на тренинге
  • Неадекватное использование психологических приемов и манипуляций, уверенность, что они работают во всех абсолютно ситуациях
  • Представление, что вы теперь неуязвимы и знаете ответы на все вопросы

Конечно, к счастью, редко бывает, что все эти последствия проявляются. Как правило, мы наблюдаем одно или два из этих проявлений.

В качестве примера мне вспоминается такой случай.

Однажды ко мне, как к практикующему психологу, обратилась клиентка, назовем ее Ирина. Она работала в одной из крупных консалтинговых фирм, у нее высшее экономическое образование, на тот момент ей было 28 лет. Умная, симпатичная, благополучная, самостоятельная… Казалось бы, зачем ей психолог? А дело оказывается вот в чем: ее шеф решил сделать ей «подарок» от фирмы – в рамках корпоративного обучения отправил ее на тренинг, как он выразился, чтобы она « личностно выросла». Так как за обучение платила компания, Ирина согласилась, все-таки интересно в течение недели окунуться в новую атмосферу (на тренингах до этого она не была, и что ожидать от них она толком не знала). Ирина искренне верила, что начальник лучше знает, где и как ей нужно «расти над собой». Название тренинга она не знала, для чего пришли на этот тренинг другие участники, она тоже не поняла. Конечно, иногда неопределенность нас может заинтриговать, но не в этом случае. На третий день этого неопределенного мероприятия ведущий настроил против Ирины всю группу (в группе было 8 человек). Они все в один голос стали утверждать, что с ней они не хотят проводить упражнения, которые надо было отрабатывать в ходе «тренинга», что она не вызывает у них доверия, что она противопоставляет себя группе и т.д. Обескураженная Ирина пыталась разобраться, в чем же дело, выяснять у участников и ведущего, что же не так, в чем ее ошибка. Судя по тому, что она мне рассказывала, ответа на эти вопросы Ирина не получила. Что-то стала бормотать про «групповую динамику», дескать, ей объяснили, что она ее – эту динамику – нарушает. Ирина вынуждена была прервать этот курс «саморазвития» и обратиться за помощью к психологу. «Неужели я такая безнадежная, неужели я не могу сотрудничать, не имею права участвовать в группе, за что они ко мне так отнеслись? Ведь я нормально общаюсь, в институте и в школе у меня было много подруг, на работе у меня нет проблем. Что же случилось на этом тренинге?» – это были ее вопросы ко мне. Пожалуй, это достаточно яркая иллюстрация деструктивного тренинга. Жил себе человек, думал, что все у него нормально: интересная работа, семья, друзья… И вдруг выясняется, что не так ты жил, не так общался, а как надо, тоже не понятно. Выбили почву из-под ног, и при этом организаторы этого деструктивного тренинга даже не поинтересовались, как Ирина добралась до дома, как она себя чувствует, что ей делать дальше после такой «шоковой терапии». Безусловно, этот неприятный опыт научил ее многому. Прежде всего, что необходимо все-таки самой выбирать развивающую программу, а не доверять мнению, пусть даже заботливого, начальника. Выбрав программу, желательно знать, кто именно проводит тренинг (образование, опыт, отзывы других участников). Кстати, как выяснилось, ведущий тренинга, после которого ей понадобилась психологическая помощь, был по образованию журналист. Ничего не имею против журналистов, но было бы странно, если бы неподготовленные психологи стали вести репортажи. Однако почему-то считается, что для ведения психологических тренингов особых умений и профессиональных навыков не нужно. Далее, важно все-таки знать, что тренирует этот тренинг. Что именно вы хотите развивать и что предлагается на данном тренинге. Например, вы хотите быть более убедительным в переговорах. Вы понимаете, что это нужно именно вам, потому что ваша работа – это переговоры, и от их успешности зависит ваше материальное и моральное благополучие. И вы знаете, что от вашей позиции в переговорах зависит также спокойствие и стабильность вашей семьи. Ваша мотивация очевидна: вы прекрасно понимаете, что вы ждете от тренинга, который, может, например, называться «Успешные переговоры», или «Развитие навыков делового общения», или «Компетентность в общении», или «Развитие коммуникативных навыков».

Все виды тренингов формируют и развивают определенные навыки, то есть отвечают, например, на такие вопросы: как преодолеть страх перед выступлением, как лучше понимать своих близких, как разговаривать со своими подчиненными, чтобы они тебя поняли, как найти интересную работу, что значит быть родителем (ведь школ мам и пап не существует). Таким образом, записываясь на тот или иной тренинг, необходимо прежде всего задать самому себе вопрос: чему я хочу научиться, что нового узнать, какие именно навыки мне хотелось бы развить. Как правило, тренинговые компании, психологические центры всегда предлагают подробную программу предлагаемых мероприятий. Отличить для непрофессионала нормальный тренинг от деструктивного достаточно сложно. Одним из критериев может быть следующее: если в рекламе тренинга есть такие выражения, как «Вы будете всегда на высоте», «После нашего тренинга вы обретете новый смысл жизни», или «начнете новую жизнь»… «выйдете замуж», «устроитесь на высокооплачиваемую работу», «будете управлять другими людьми», «у вас откроется третий глаз» и пр. Уважающий себя тренер (ведущий тренинга, автор программы) даже в рекламных целях не будет предлагать вам «новую жизнь» (есть такого рода подозрительные мероприятия, которые называются «Весна жизни») после прохождения, предположим, трехдневного тренинга.

Итак, в программе правильного тренинга

  • четко обозначается целевая аудитория (для кого именно полезен тренинг, на какую возрастную и профессиональную аудиторию рассчитан)
  • определен жанр (вид) тренинга, его формат, условия и правила
  • рассматриваются цели и задачи тренинга (то есть, какие именно навыки будут развиваться в рамках данной программы и какими способами)
  • объясняются методы, используемые в тренинге; рассматриваются правила обратной связи и работы в группе
  • определяется степень участия и ответственности каждого в тренинговой группе, формы работы
  • дается предполагаемый результат

То, как сформулирован организаторами планируемый результат тренинга, очень важно для определения эффективности тренинга. На выходе нормального тренинга участники получают психологические инструменты, методы и методики, способствующие дальнейшему развитию тех навыков, которые рассматривались на занятиях. Например, если вы пришли на тренинг развития коммуникативных навыков или тренинг ораторского искусства, логично предположить, что на выходе вы получите адекватные способы и приемы эффективного взаимодействия, общения, ведения диалога. Конечно, эти навыки помогут вам лучше понимать своих партнеров, лучше строить беседу, приводить весомые аргументы, что придаст вам уверенность. Но при этом, мы прекрасно понимаем, что тренинг не нацелен на то, чтобы зачеркнуть весь предыдущий опыт, перевернуть всю вашу жизнь. Хороший тренер как раз обращает внимание на сильные стороны каждого участника и создает условия на тренинге, чтобы эти сильные качества участников могли быть тем ресурсом, который будет способствовать развитию новых навыков и умений. И, безусловно, профессиональный ведущий тренинга должен задумываться о последствиях своего тренинга. На таких занятиях происходят изменения, но это все-таки позитивные изменения!

Последствия деструктивного тренинга
Последствия деструктивного тренинга
Последствия деструктивного тренинга
10 апреля 2017  

Слово «тренинг» прочно вошло в современный лексикон. Однако порой мы записываемся на тренинги, не понимая, за что же все-таки мы платим деньги и на что мы тратим время. Давайте разберемся, на какие тренинги действительно стоит ходить, а каких лучше избегать. Прежде всего, определимся с жанром: бывают тренинги психологические, психотерапевтические, учебные (профессиональные), деловые (бизнес-тренинги). Что касается учебных и бизнес-тренингов: для того, чтобы их сделать деструктивными, нужно особенно постараться. На таких тренингах не рассматриваются личностные особенности участников, обсуждаются в основном профессиональные и деловые навыки, необходимые для более успешной деятельности. А вот психологические и психотерапевтические тренинги вызывают больше всего вопросов и непонимания. Во-первых, как их различать, во-вторых, к какому типу тренинга можно отнести так называемые тренинги командообразования или загадочные тренинги личностного роста?

Последствиями деструктивного психологического тренинга являются:

  • Ощущение, что все, что ты делал до тренинга, и как ты жил раньше, было ошибкой, что твои жизненные ценности, принципы были неверными, и твоя самооценка строилась на ложных представлениях о себе
  • Желание постоянно общаться с участниками тренинга, делиться с ними новостями, не связанными с темой тренинга
  • Чувство восторга и благоговения при виде тренера или даже при упоминании его имени
  • Стремление следовать в обыденной жизни всем инструкциям, предложенным на тренинге
  • Неадекватное использование психологических приемов и манипуляций, уверенность, что они работают во всех абсолютно ситуациях
  • Представление, что вы теперь неуязвимы и знаете ответы на все вопросы

Конечно, к счастью, редко бывает, что все эти последствия проявляются. Как правило, мы наблюдаем одно или два из этих проявлений.

В качестве примера мне вспоминается такой случай.

Однажды ко мне, как к практикующему психологу, обратилась клиентка, назовем ее Ирина. Она работала в одной из крупных консалтинговых фирм, у нее высшее экономическое образование, на тот момент ей было 28 лет. Умная, симпатичная, благополучная, самостоятельная… Казалось бы, зачем ей психолог? А дело оказывается вот в чем: ее шеф решил сделать ей «подарок» от фирмы – в рамках корпоративного обучения отправил ее на тренинг, как он выразился, чтобы она « личностно выросла». Так как за обучение платила компания, Ирина согласилась, все-таки интересно в течение недели окунуться в новую атмосферу (на тренингах до этого она не была, и что ожидать от них она толком не знала). Ирина искренне верила, что начальник лучше знает, где и как ей нужно «расти над собой». Название тренинга она не знала, для чего пришли на этот тренинг другие участники, она тоже не поняла. Конечно, иногда неопределенность нас может заинтриговать, но не в этом случае. На третий день этого неопределенного мероприятия ведущий настроил против Ирины всю группу (в группе было 8 человек). Они все в один голос стали утверждать, что с ней они не хотят проводить упражнения, которые надо было отрабатывать в ходе «тренинга», что она не вызывает у них доверия, что она противопоставляет себя группе и т.д. Обескураженная Ирина пыталась разобраться, в чем же дело, выяснять у участников и ведущего, что же не так, в чем ее ошибка. Судя по тому, что она мне рассказывала, ответа на эти вопросы Ирина не получила. Что-то стала бормотать про «групповую динамику», дескать, ей объяснили, что она ее – эту динамику – нарушает. Ирина вынуждена была прервать этот курс «саморазвития» и обратиться за помощью к психологу. «Неужели я такая безнадежная, неужели я не могу сотрудничать, не имею права участвовать в группе, за что они ко мне так отнеслись? Ведь я нормально общаюсь, в институте и в школе у меня было много подруг, на работе у меня нет проблем. Что же случилось на этом тренинге?» – это были ее вопросы ко мне. Пожалуй, это достаточно яркая иллюстрация деструктивного тренинга. Жил себе человек, думал, что все у него нормально: интересная работа, семья, друзья… И вдруг выясняется, что не так ты жил, не так общался, а как надо, тоже не понятно. Выбили почву из-под ног, и при этом организаторы этого деструктивного тренинга даже не поинтересовались, как Ирина добралась до дома, как она себя чувствует, что ей делать дальше после такой «шоковой терапии». Безусловно, этот неприятный опыт научил ее многому. Прежде всего, что необходимо все-таки самой выбирать развивающую программу, а не доверять мнению, пусть даже заботливого, начальника. Выбрав программу, желательно знать, кто именно проводит тренинг (образование, опыт, отзывы других участников). Кстати, как выяснилось, ведущий тренинга, после которого ей понадобилась психологическая помощь, был по образованию журналист. Ничего не имею против журналистов, но было бы странно, если бы неподготовленные психологи стали вести репортажи. Однако почему-то считается, что для ведения психологических тренингов особых умений и профессиональных навыков не нужно. Далее, важно все-таки знать, что тренирует этот тренинг. Что именно вы хотите развивать и что предлагается на данном тренинге. Например, вы хотите быть более убедительным в переговорах. Вы понимаете, что это нужно именно вам, потому что ваша работа – это переговоры, и от их успешности зависит ваше материальное и моральное благополучие. И вы знаете, что от вашей позиции в переговорах зависит также спокойствие и стабильность вашей семьи. Ваша мотивация очевидна: вы прекрасно понимаете, что вы ждете от тренинга, который, может, например, называться «Успешные переговоры», или «Развитие навыков делового общения», или «Компетентность в общении», или «Развитие коммуникативных навыков».

Все виды тренингов формируют и развивают определенные навыки, то есть отвечают, например, на такие вопросы: как преодолеть страх перед выступлением, как лучше понимать своих близких, как разговаривать со своими подчиненными, чтобы они тебя поняли, как найти интересную работу, что значит быть родителем (ведь школ мам и пап не существует). Таким образом, записываясь на тот или иной тренинг, необходимо прежде всего задать самому себе вопрос: чему я хочу научиться, что нового узнать, какие именно навыки мне хотелось бы развить. Как правило, тренинговые компании, психологические центры всегда предлагают подробную программу предлагаемых мероприятий. Отличить для непрофессионала нормальный тренинг от деструктивного достаточно сложно. Одним из критериев может быть следующее: если в рекламе тренинга есть такие выражения, как «Вы будете всегда на высоте», «После нашего тренинга вы обретете новый смысл жизни», или «начнете новую жизнь»… «выйдете замуж», «устроитесь на высокооплачиваемую работу», «будете управлять другими людьми», «у вас откроется третий глаз» и пр. Уважающий себя тренер (ведущий тренинга, автор программы) даже в рекламных целях не будет предлагать вам «новую жизнь» (есть такого рода подозрительные мероприятия, которые называются «Весна жизни») после прохождения, предположим, трехдневного тренинга.

Итак, в программе правильного тренинга

  • четко обозначается целевая аудитория (для кого именно полезен тренинг, на какую возрастную и профессиональную аудиторию рассчитан)
  • определен жанр (вид) тренинга, его формат, условия и правила
  • рассматриваются цели и задачи тренинга (то есть, какие именно навыки будут развиваться в рамках данной программы и какими способами)
  • объясняются методы, используемые в тренинге; рассматриваются правила обратной связи и работы в группе
  • определяется степень участия и ответственности каждого в тренинговой группе, формы работы
  • дается предполагаемый результат

То, как сформулирован организаторами планируемый результат тренинга, очень важно для определения эффективности тренинга. На выходе нормального тренинга участники получают психологические инструменты, методы и методики, способствующие дальнейшему развитию тех навыков, которые рассматривались на занятиях. Например, если вы пришли на тренинг развития коммуникативных навыков или тренинг ораторского искусства, логично предположить, что на выходе вы получите адекватные способы и приемы эффективного взаимодействия, общения, ведения диалога. Конечно, эти навыки помогут вам лучше понимать своих партнеров, лучше строить беседу, приводить весомые аргументы, что придаст вам уверенность. Но при этом, мы прекрасно понимаем, что тренинг не нацелен на то, чтобы зачеркнуть весь предыдущий опыт, перевернуть всю вашу жизнь. Хороший тренер как раз обращает внимание на сильные стороны каждого участника и создает условия на тренинге, чтобы эти сильные качества участников могли быть тем ресурсом, который будет способствовать развитию новых навыков и умений. И, безусловно, профессиональный ведущий тренинга должен задумываться о последствиях своего тренинга. На таких занятиях происходят изменения, но это все-таки позитивные изменения!

ЗАДАТЬ ВОПРОС ПСИХОЛОГУ

Вы можете задать мне вопрос на интересующую вас темуПримеры таких вопросов, можно увидеть в рубрике «Вопрос‑ответ».

Там же в скором времени появится ответ на ваш вопрос. Я постараюсь ответить в самые ближайшие сроки.

ЗАДАТЬ ВОПРОС