Тренинг
Последствия деструктивного тренинга
Психологическая йога
  • Главная
  •  → 
  • Публикации
  •  → 
  • Тренинг
  • Психологическая йога
    16 апреля 2017  
    Статья опубликована в Журнале "Кадровик.Ру" № 5, 2013г.

    Что мы ищем в восточных практиках? Зачем современному человеку, жителю мегаполиса нужны упражнения из цигун или йоги? Эти вопросы я задавала участникам своих тренингов, направленных на развитие персонала и развитие навыков самоменеджмента. Несмотря на то, что их возраст, образование и профессии были различными, ответ, как правило, был один и тот же: восточные практики дают человеку в городе, с его бешеным темпом жизни, чувство умиротворенности и внутреннего равновесия.

    Успешная профессиональная деятельность требует от нас быть стрессоустойчивыми, работоспособными и уверенными в себе. К сожалению, мы не всегда справляемся с трудностями, которые преподносит нам жизнь. Эмоциональные срывы, депрессивные состояния, неудовлетворенность своей жизнью, апатия — наши частые спутники на работе. С таким настроем сложно говорить о мотивации и развитии персонала, думать о профессиональном и карьерном росте.

    Запросы многих моих клиентов — руководителей, владельцев бизнеса, сотрудников организаций — показали, что одной из важнейших тем обращения к практическому психологу, коуч-консультанту является проблема эмоционального выгорания. Опасность этого явления заключается в том, что, порой, мы сами не замечаем, как меняется наше отношение к профессиональной деятельности, как начинают раздражать люди, окружающие нас. Чаще всего многие относят это просто к усталости, однако эмоциональное выгорание имеет глубинные корни, поэтому для диагностики и дальнейшей коррекции этого состояния необходимо психологическое или медицинское образование.

    Для профилактики эмоционального выгорания мною была разработана программа «Психологическая йога». Данная программа дает возможность обнаружить на ранних стадиях и предотвратить негативные проявления в эмоциональной сфере. Термин «эмоциональное выгорание» (bernout) предложил американский психиатр Г.Фрейденбергер (H.Frendenberger) в 1974 г. Факторами развития синдрома эмоционального выгорания на работе являются:

    • Однообразная работа, монотонность; 
    • Демотивация в профессиональной деятельности, отсутствие перспектив развития в профессии; 
    • Эмоциональные перегрузки; 
    • Цейтнот; 
    • Перфекционизм, высокий уровень ответственности. 
    • Эмоциональное выгорание может проявляться следующими симптомами: 
    • Безразличие к своим обязанностям, к работе в целом; 
    • Негативизм к клиентам; 
    • Ощущение собственной несостоятельности; 
    • Личностная отстраненность; 
    • Нарушение сна, аппетита; 
    • Потеря интереса к профессиональной деятельности; 
    • Конфликты на работе; 
    • Высокий уровень тревожности. 


    Программа «Психологическая йога», которая построена как цикл практических семинаров, тренингов дает возможность участникам справляться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания. Психологическая йога или йога без ковриков — это попытка соединить Восток и Запад, философию йоги и европейскую психологию. Занятия проходят в малых группах (7-10 человек), в комфортной обстановке, создающей возможность выразить свою позицию и отношение каждому участнику, а также это атмосфера совместного поиска ответов на вопросы, которые волнуют всех. Эта программа воспринимается многими участниками как некая «площадка» для развития, как в своей профессии, так и в жизни в целом.

    Кто наши участники:

    • сотрудники компаний (по образованию: юристы, экономисты, менеджеры, журналисты, педагоги, врачи) 
    • HR-специалисты, 
    • руководители, 
    • предприниматели, то есть все, кто хочет узнавать новое и развиваться. 

     

    Темы, которые вызывают наибольший интерес на наших занятиях:

    • Как восстанавливать свои силы, как справляться с эмоциональными и информационными перегрузками; 
    • Что необходимо знать и уметь, чтобы не реагировать агрессией на агрессию; 
    • Как найти новый смысл в работе, которая не приносит удовлетворения; 
    • Что нам мешает оставлять рабочие проблемы на работе, а домашние — дома; 
    • Что помогает нам в общении с коллегами и начальством. 

     

    Результат посещения программы «Психологическая йога»:

    • знакомство с новыми методами, применяемыми в психологическом консультировании, коучинге и бизнес-консультировании; 
    • возможность применения простых психологических приемов для снятия эмоционального напряжения; 
    • новый стиль взаимоотношений с коллегами по работе (умение работать в команде) и с близкими; 
    • достижение более высокого уровня осознания своих мотивов и целей; 
    • повышение самооценки и веры в свои силы. 


    Иными словами, Психологическая йога — это путь к позитивным изменениям, это путь от неудовлетворенности собой и дисгармонии к поиску новых возможностей и радости творчества.

    Безусловно, список тем, обсуждаемых на занятиях, может расширяться, но основные вопросы касаются развития навыков саморегуляции и самоменеджмента. Многие могут спросить, чем Психологическая йога отличается от обычных тренингов так называемого «личностного роста».

    Принципиальное отличие заключается в том, что на тренингах чаще всего предлагаются уже готовые варианты решения проблем, тренируются определенные навыки, необходимые для успешной деятельности, а на занятиях по Психологической йоге каждый участник может сам найти свой уникальный способ, свою стратегию развития и самореализации. Программа состоит из трех модулей, каждый модуль рассчитан на 24 часа. Весь цикл составляет 72 часа. (Отдельные упражнения из этой программы будут описаны в разделе Практикум).

    1. Эмоции и методы релаксации. На занятиях первого модуля рассматриваются психологические упражнения и техники, направленные на управление эмоциями. Эмоционально-волевая сфера оказывает значительное влияние на уровень нашей продуктивности в работе, помогает преодолевать негативное воздействие окружающей среды. На этом этапе участники «знакомятся» со своими подлинными чувствами и эмоциями, учатся распознавать их и выражать их с позиции проактивности, а не реактивности. Не секрет, что в течение дня у нас многие моменты могут вызвать раздражение, злость, гнев, недоумение. Как психологически грамотно вести себя в таких ситуациях, как научиться не подавлять эмоции и притворяться, что у вас «всё отлично», а управлять своим настроением? Ответы на эти вопросы участники практического семинара найдут с помощью таких интересных методов, как арт-терапия, гештальт-терапия, эриксоновский подход. 
    2. Ценности. Второй модуль направлен на проработку своих ценностей и внутренних блоков. Очень часто бывает так, что мы ставим перед собой ложные цели, цели, которые не соответствуют нашим подлинным ценностям и желаниям. Мы тратим много сил и энергии на то, чтобы достичь успеха в том, что на самом деле нам не нужно. Возможно, это были даже не наши собственные цели, а нам их просто навязали, за нас решили, кем мы должны стать и как стоит нам жить. Осознание своего жизненного пути, своего истинного предназначения, своего места в профессии, перспектив развития — очень важная составляющая процесса самореализации. Слово «йога» в переводе с санскритского обозначает слияние, объединение, сосредоточение. Йога объединяет человека с его сущностью, «самостью», с сердцевиной его личности. 
    3. Творчество. Третий модуль способствует раскрытию творческого потенциала личности. В каждом из нас есть творческое начало, есть таланты, о которых мы, порой, не догадываемся. Мы говорим о творчестве как желании человека преобразовывать жизнь, как о созидательной способности, направленной на развитие и поиск нового. Одна из участниц программы была удивлена, что оказывается у нее есть талант находить разумный компромисс в сложных переговорах. Она считала, что это качество вряд ли можно считать чем-то выдающимся. Да, возможно, в этом нет ничего особенного, но когда человек знает свои таланты, свои сильные стороны, он может опираться на них, он может применять и развивать свои таланты, творчески преображая себя и мир вокруг себя. Автор известной в бизнес-образовании книги «Семь навыков высокоэффективных людей» С.Кови, говоря о секретах успешности, отмечает, что высокоэффективных людей отличает способность максимально использовать свой потенциал. Как известно, левое полушарие в основном отвечает за логически-вербальную деятельность, а правое — за интуитивно-творческую. Левое оперирует словами, правое — образами. Апеллируя к образам, метафорам, мы развиваем свою интуицию, учимся в сложных ситуациях находить нестандартные решения, мыслить креативно. Обращаясь к своим внутренним ресурсам, мы яснее осознаем свои цели, становимся увереннее и сильнее. А самое главное — мы не только представляем, какими мы хотели бы стать, но совершаем реальные шаги для осуществления своих планов. 


    На таких занятиях мы находим доступ к своим внутрениим ресурсам, учимся грамотно распределять свою энергию. С точки зрения классической йоги, энергия — это жизненная сила, которая пронизывает все. В йоге такая энергия называется прана, в даосизме — это энергия ци. В гуманистической психологии для обозначения жизненных сил личности, ее способности расти и развиваться, преодолевать трудности часто используются такие понятия, как внутренние ресурсы, потенциал личности, а саму способность к личностному росту — способностью к самоактуализации. В процессе самоактуализации мы обретаем себя, то есть становимся теми, кто мы есть.

    Однако бывает так, что мы в своей жизни, в своем профессиональном пути делаем не то, что соответсвует нам. Это несоответствие блокирует нашу активность, приводит к демотивации, а иногда к эмоциональному выгоранию и депрессии. В моей практике был такой случай: ко мне как к коучу обратилась сотрудница фармацевтической компании Светлана. Опытный специалист, знающий свое дело, в компании работает больше пяти лет, в коллективе ее ценят и уважают. Светлану недавно назначили начальником отдела, до этого опыта рукодящей работы у нее не было. Отдел небольшой — всего восемь человек — но, тем не менее, для нее это новый вид деятельности. Она хорший специалист, но не управленец, — считает Светлана. Самое сложное для нее на данном этапе, понять, как руководить своими бывшими коллегами, как правильно позиционировать себя. «Если я раньше ходила на работу с удовольствием, я понимала круг своих обязанностей и знала, как общаться с коллегами, то теперь для меня каждый новый рабочий день проходит как тяжелое испытание, вечером придя домой, ощущение такое, что я вагоны разгружала», — говорила она. Казалось бы, новая должность, карьерный рост, повышение зарплаты должны были вдохновить и мотивировать сотрудницу, однако вместо повышения работоспособности и активности получился обратный эффект. Занятия Психологической йогой помогли Светлане по-новому взглянуть на свои профессиональные и личностные компетенции и дали возможность развивать такие важные качества, необходимые в деятельности руководителя, как гибкость, спонтанность и открытость новому опыту. До сих пор она привыкла действовать по определенным шаблонам и искала того, кто даст ей четкие инструкции, как действовать в различных ситуациях. В процессе Психологической йоги мы обретаем внутреннее равновесие не через физические упражнения, а с помощью оригинальных психологических приемов, создающих баланс рационального и интуитивного видения различных ситуаций. Альберт Эйнштейн заметил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали». Психологическая йога расширяет наше представление о наших возможностях, меняет ракурс рассмотрения многих жизненных ситуаций и подсказывает новые решения.

    Наша повседневная жизнь строится на взаимодействии и общении: мы общаемся со своими близкими, друзьями, мы общаемся по дороге на работу и на работе с коллегами, подчиненными, начальством, мы участвуем в переговорах. Как сделать свое общение более эффективным? Как распознать, что на тебя воздействуют другие люди? Почему одних мы слушаем с удовольствием, а общение с другими — в тягость? Что нас раздражает в общении и что нас делает хорошим и интересным собеседником? Подобные вопросы волнуют многих из нас, действительно, каждый человек задается вопросом, как сделать свою жизнь более содержательной и насыщенной, каким образом добиться того, чтобы наши планы и поставленные цели соответствовали нашим жизненным установкам, где черпать силы, чтобы достичь желаемого? И самое главное: то, что хочу я, это действительно мое желание, или это навязано мне извне. Применение различных приемов из Психологической йоги позволяют собеседникам, сотрудникам найти общий язык, нужную интонацию в диалоге, чтобы эффективнее донести информацию, чтобы быть убедительным и получать удовольствие от общения. Эти методы делают коммуникационный процесс более гибким, творческим и увлекательным. Психологические техники и приемы помогают нам в сложных ситуациях выбора принимать решения, прежде всего опираясь на свои силы, ценности и собственные представления об успешности. Психологическая йога направлена на самоанализ и поиск источника внутренней силы. Есть люди, которые считают, что источник этой силы находится во внешнем мире. Поэтому они ищут способы восполнить дефицит энергии и активность и, используя других людей или новые обстоятельства. На занятиях Психологической йогой мы учимся опираться на себя: ведь все, что необходимо человеку есть в нем самом. Для этого нет необходимости далеко уезжать, например, в Индию, можно просто переосмыслить свой опыт и раскрыть в себе новые способности. Йога — это новое знакомство с собой, это возможность единения и согласия.

    Практикум
    В качестве иллюстрации рассмотрим некоторые упражнения. Они способствуют снижению эмоциональной напряженности, улучшают настроение, а также помогают осознать свои подлинные ценности и жизненные установки. Практические занятия в группе и возможность применять эти упражнения самостоятельно укрепляют уверенность в себе, повышают уровень самооценки и мотивации. Предлагаемые упражнения не требуют специальной обстановки, их можно проводить как дома, так и в офисе, выполнять вместо классических «перекуров» и «перекусов».

    Упражнение 1. Приятные воспоминания «Островок покоя» (Основано на принципах эриксоновского гипноза)

    Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие навыков позитивного мышления.

    У каждого из нас в жизни были моменты, когда мы чувствовали себя на подъеме, когда даже сложные задачи решались легко, когда мы достигли желаемого результата. Вспомните это чувство удовлетворенности, гордости за себя, легкости, непринужденности. Представьте, что вы находитесь на воображаемом острове, куда вы можете возвращаться каждый раз, когда захочется испытать чувство покоя и удовлетворенности. Для закрепления этого состояния ответьте себе на следующие вопросы:

    • На что похоже это чувство, с чем оно у меня ассоциируется? 
    • Если бы это чувство имело цвет, то какой? 
    • Если бы это чувство имело фактуру, то какая она на ощупь? 
    • Звучание какого музыкального инструмента мне это напоминает? 
    • Если бы чувство имело запах, то какой? 


    Отвечая на каждый из этих вопросов, мы формируем целостный образ, который поможет переключить внимание с негативных эмоций на самоанализ, вместо бесполезного самобичевания и раздражения обратиться к своим достижениям, чтобы спокойно реагировать на неприятные обстоятельства.

    Упражнение 2. Актуализация внутренних ресурсов. (Основано на приемах арт-терапии)

    Цель: повышение уровня самооценки и мотивации достижения

    Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте себя на вершине горы. Посмотрите, что вы видите вокруг. Обратите внимание на свои эмоции: что вы испытываете, находясь на вершине? Что хочется делать, находясь там? Почувствуйте свободу и раскрепощенность, наслаждайтесь теми ощущениями, которые вы переживаете. Зафиксируйте это состояние. Сделайте глубокий вдох и на выдохе откройте глаза. А теперь символически изобразите свое состояние. Посмотрите, что является для вас символом достижений, что бы вы хотели изменить в своем рисунке, чтобы реализовать свои планы и достичь успеха.

    Упражнение 3. Внутреннее согласие. (Основано на методе гештальт-терапии)

    Цель: найти внутренний баланс между своими желаниями и ожиданиями окружающих, помогает грамотно строить границы общения как коллегами по работе, так и с близкими.

    Порой, чтобы угодить окружающим, мы игнорируем свои подлинные потребности и желания. Заполняя каждую колонку в таблицах, мы можем осознать, почему мы постоянно оправдываемся и испытываем необоснованное чувство вины. Для заполнения таблиц можно выбрать конфликтную ситуацию. Анализ ситуации помогает найти разумный компромисс, не оправдываясь и не обвиняя противоположную сторону. При этом мы учимся эффективно действовать в зоне своего контроля, отстаивать свою позицию, не навязывая своего мнения. Подобные упражнения развивают гибкость мышления и помогают увидеть новые варианты решения проблем. Интерактивное обсуждение в группе, методы «мозгового штурма», ролевой тренинг, игровое моделирование дают возможность каждому участнику найти способ выхода из конфликтной ситуации и выработать в дальнейшем свою стратегию поведения.



    Что хочу я

    Что хотят от меня другие



    Что зависит от меня (зона моего контроля)

    Что от меня не зависит (вне зоны моего контроля)